ВЛ12







ВЛ12 — опытный советский магистральный 8-осный электровоз постоянного тока с реостатным пуском и независимым возбуждением тяговых электродвигателей. В серию не пошёл прежде всего из-за сложности и дороговизны силовых электронных систем.

В декабре 1973 года Новочеркасский электровозостроительный завод построил первый электровоз ВЛ12. Кузов нового локомотива выполнен с большим использованием деталей кузовов-электровозов ВЛ80К и ВЛ80Т. Тележки электровоза имеют люлечное подвешивание, по типу тележек электровоза ВЛ82М и опытных электровозов ВЛ80К.

Фактически электровоз получился во многом похожим на ВЛ82М – те же тяговые электродвигатели, число позиций контроллера (25 на сериесном соединении тяговых двигателей секции, 13 на параллельном, всего 38), мостовой переход с соединения на соединение (тогда как на ВЛ8 и ВЛ10 применялся шунтовой, на ВЛ11 и ВЛ11М – вентильный), такой же по конструкции и расположению в хвосте секции пусковой реостат, охлаждаемый двумя подключенными параллельно реостату вентиляторами (аналогичное схемное решение применено на электровозах ЧС2Т, ЧС6, ЧС7). Главным нововведением было применение независимого возбуждения ТЭД.

На электровозе установлено восемь тяговых двигателей НБ-407Б с компенсационной обмоткой. Тяговые электродвигатели каждой секции включаются по четыре последовательно (24 пусковых позиции) и последовательно-параллельно (14 пусковых позиций). Переход с последовательного на последовательно-параллельное соединение осуществляется «мостом». Применено независимое возбуждение тяговых электродвигателей как на тяговом режиме, так и при реостатном и рекуперативном торможении. При этом обмотки возбуждения тяговых электродвигателей питаются от статического преобразователя через управляемые тиристорные возбудители. Вентиляторы тяговых электродвигателей приводятся во вращение электродвигателями НБ-111М, компрессора КТ-6Эл – электродвигателями НБ-431М и вентиляторы пуско-тормозных резисторов – электродвигателем НБ-107.

Технические характеристики:
Род службы — грузовой
Осевая формула — 2(2O-2O)
Ширина колеи, мм — 1520
Мощность, кВт — 6040
Конструкционная скорость, км/ч — 110
Масса, т — 200
Род тока, напряжение в контактной сети, кВ — постоянный, 3
Длина, мм — 32 840