ВЛ15 — один из мощнейших и единственный в мире
двенадцатиосный магистральный электровоз постоянного тока, выпускавшийся в
1984-1991 годы. Проект электровоза ВЛ15 разработан Специальным конструкторским
бюро Тбилисского электровозостроительного завода.
Электровоз
ВЛ15 двухсекционный, кузов каждой секции опирается на три двухосные тележки с
помощью люлечного подвешивания (на крайние тележки) и качающихся опор (средняя
тележка); передача силы тяги от тележки к кузову осуществляется наклонными
тягами; электрическая схема обеспечивает пуск и регулирование скорости движения
электровоза на трех соединениях тяговых двигателей каждой секции. Предусмотрено
рекуперативное торможение на трех соединениях тяговых двигателей.
Двигатели
имеют шесть главных и шесть добавочных полюсов и компенсационную обмотку.
Изоляция всех обмоток класса На электровозе установлено 12 тяговых
электродвигателей ТЛ-3, созданию которых предшествовало изготовление и
испытание двух разновидностей двигателей (ТЛ-ЗА, ТЛ-ЗБ). Электродвигатель ТЛ-3
по своим установочным размерам взаимозаменяем с электродвигателем ТЛ-2К
электровозов ВЛ10.
На
каждой секции электровоза установлены два токоприемника Т-5М1,
быстродействующий выключатель БВП-5А в силовых цепях тяговых электродвигателей
и быстродействующий выключатель БВЗ-2 во вспомогательных цепях.
Тяговые
электродвигатели каждой секции могут соединяться последовательно (шесть
электродвигателей), последовательно-параллельно (две параллельные группы по три
электродвигателя последовательно) и параллельно (три параллельные группы по два
электродвигателя последовательно). При данных соединениях и выведенных из цепи
пусковых резисторах возможно получить четыре ступени ослабления возбуждения, как
и на электровозах ВЛ10 и ВЛ11. Предусмотрена возможность последовательного
включения всех 12 тяговых электродвигателей электровоза для маневровой работы,
а также при отключении неисправного электродвигателя; при этом переход на
последовательное соединение шести электродвигателей осуществляется с разрывом
силовой цепи. При переключении тяговых электродвигателей с одного соединения на
другое применены запирающие диоды, что ограничивает «провалы» силы тяги. Тяговые
электродвигатели управляются с помощью контроллеров машиниста.
Технические характеристики:
Род
службы — грузовой
Осевая
формула — 2(2O-2O-2O)
Ширина
колеи, мм — 1520
Мощность,
кВт — 9000
Конструкционная
скорость, км/ч — 100
Масса,
т — 300
Род
тока, напряжение в контактной сети, кВ — постоянный, 3
Длина,
мм — 45 000