ВЛ15






ВЛ15 — один из мощнейших и единственный в мире двенадцатиосный магистральный электровоз постоянного тока, выпускавшийся в 1984-1991 годы. Проект электровоза ВЛ15 разработан Специальным конструкторским бюро Тбилисского электровозостроительного завода.

Электровоз ВЛ15 двухсекционный, кузов каждой секции опирается на три двухосные тележки с помощью люлечного подвешивания (на крайние тележки) и качающихся опор (средняя тележка); передача силы тяги от тележки к кузову осуществляется наклонными тягами; электрическая схема обеспечивает пуск и регулирование скорости движения электровоза на трех соединениях тяговых двигателей каждой секции. Предусмотрено рекуперативное торможение на трех соединениях тяговых двигателей.

Двигатели имеют шесть главных и шесть добавочных полюсов и компенсационную обмотку. Изоляция всех обмоток класса На электровозе установлено 12 тяговых электродвигателей ТЛ-3, созданию которых предшествовало изготовление и испытание двух разновидностей двигателей (ТЛ-ЗА, ТЛ-ЗБ). Электродвигатель ТЛ-3 по своим установочным размерам взаимозаменяем с электродвигателем ТЛ-2К электровозов ВЛ10.

На каждой секции электровоза установлены два токоприемника Т-5М1, быстродействующий выключатель БВП-5А в силовых цепях тяговых электродвигателей и быстродействующий выключатель БВЗ-2 во вспомогательных цепях.

Тяговые электродвигатели каждой секции могут соединяться последовательно (шесть электродвигателей), последовательно-параллельно (две параллельные группы по три электродвигателя последовательно) и параллельно (три параллельные группы по два электродвигателя последовательно). При данных соединениях и выведенных из цепи пусковых резисторах возможно получить четыре ступени ослабления возбуждения, как и на электровозах ВЛ10 и ВЛ11. Предусмотрена возможность последовательного включения всех 12 тяговых электродвигателей электровоза для маневровой работы, а также при отключении неисправного электродвигателя; при этом переход на последовательное соединение шести электродвигателей осуществляется с разрывом силовой цепи. При переключении тяговых электродвигателей с одного соединения на другое применены запирающие диоды, что ограничивает «провалы» силы тяги. Тяговые электродвигатели управляются с помощью контроллеров машиниста.

Технические характеристики:
Род службы — грузовой
Осевая формула — 2(2O-2O-2O)
Ширина колеи, мм — 1520
Мощность, кВт — 9000
Конструкционная скорость, км/ч — 100
Масса, т — 300
Род тока, напряжение в контактной сети, кВ — постоянный, 3
Длина, мм — 45 000