ВЛ11






ВЛ11 — советский грузовой магистральный электровоз постоянного тока, выпускавшийся с 1975 года. В начале 1970-х годов по заказу МПС СССР велись работы по созданию нового грузового электровоза на базе ВЛ10, но большей мощности. Первоначально делались попытки приспособить двухсекционный ВЛ10 под работу тремя секциями, а также были построены два опытных, также двухсекционных, электровоза ВЛ12 с новыми тяговыми электродвигателями. Однако в результате на Тбилисском электровозостроительном заводе был создан новый электровоз ВЛ11, секции которого могли работать по системе многих единиц.

По сравнению с ВЛ10 на электровозе ВЛ11 были сохранены тележки, тяговые электродвигатели, вспомогательные машины, токоприёмники и контакторы. Кузов был несколько изменён в связи с установкой межсекционных соединений (появились клеммные ящики по бокам передней автосцепки секции) и изменением компоновки электроаппаратуры. Значительным изменениям подверглись цепи управления и силовые цепи.

При положении реверсивной рукоятки «М» (моторный режим) переводом главной рукоятки контроллера машиниста ТЭД каждой секции могут соединяться четыре последовательно (последовательно-параллельное или сериес-параллельное соединение, СП) или параллельно (два по два). Предусмотрена возможность последовательного соединения всех электродвигателей как двух, так и трёх секций электровоза (маневровое сериесное соединение, положение реверсивной рукоятки «СМ»), но переход с этого соединения на другие возможен только с разрывом силовой цепи, это главный недостаток ВЛ11, устранённый на ВЛ11М. Возможен режим рекуперативного торможения.

Тяговые параметры, масса, конструктивная скорость двухсекционного электровоза ВЛ11 аналогичны электровозу ВЛ10. Но из-за отсутствия сериесного соединения трогание электровоза осложнено, ток достигает больших величин, из-за чего увеличивается вероятность боксования и пережога контактного провода. В связи с этим на некоторых железных дорогах приказано трогаться в режиме «МС», а после трогания сбрасывать контроллер в нулевое положение, переводить реверсивную рукоятку в «М» и продолжать движение на СП и параллельном соединениях.

В ходе выпуска ВЛ11 в их конструкцию вносился ряд изменений, таких, как замена электродвигателей компрессора, установка оборудования САУРТ (система автоматического управления рекуперативным торможением), изменение электрических схем (ВЛ118), увеличение сцепного веса (ВЛ11У8) и другие. Основное отличие модернизированных электровозов серии ВЛ11М состоит в возможности полноценной, с переходами без сброса контроллера на ноль, работы на трёх соединениях тяговых электродвигателей независимо от числа секций.

В качестве конструктивных недостатков всех типов ВЛ11 специалисты отмечают плохую шумоизоляцию кабины машиниста и склонность электровоза к боксованию.

Модификации:
ВЛ11У8 — сцепной вес увеличен со 184 т до 200 т за счёт балласта.

ВЛ118 — вместе с ВЛ11У8, отличались изменёнными электрическими схемами, не могли работать совместно с серией ВЛ11.

ВЛ11М — модернизированные, выпускались с 1986 года.

Технические характеристики:
Род службы — грузовой
Осевая формула — 2(2O-2O), 3(2O-2O), 4(2O-2O)
Ширина колеи, мм — 1520
Мощность, кВт — 2600 (на секцию)
Конструкционная скорость, км/ч — 100
Масса, т — 184 (две секции)
Род тока, напряжение в контактной сети, кВ — постоянный, 3