ВЛ11
— советский грузовой
магистральный электровоз постоянного тока, выпускавшийся с 1975 года. В начале
1970-х годов по заказу МПС СССР велись работы по созданию нового грузового
электровоза на базе ВЛ10, но большей мощности. Первоначально делались попытки
приспособить двухсекционный ВЛ10 под работу тремя секциями, а также были
построены два опытных, также двухсекционных, электровоза ВЛ12 с новыми тяговыми
электродвигателями. Однако в результате на Тбилисском электровозостроительном
заводе был создан новый электровоз ВЛ11, секции которого могли работать по
системе многих единиц.
По сравнению с ВЛ10 на электровозе
ВЛ11 были сохранены тележки, тяговые электродвигатели, вспомогательные машины,
токоприёмники и контакторы. Кузов был несколько изменён в связи с установкой
межсекционных соединений (появились клеммные ящики по бокам передней автосцепки
секции) и изменением компоновки электроаппаратуры. Значительным изменениям
подверглись цепи управления и силовые цепи.
При положении реверсивной рукоятки «М»
(моторный режим) переводом главной рукоятки контроллера машиниста ТЭД каждой
секции могут соединяться четыре последовательно (последовательно-параллельное
или сериес-параллельное соединение, СП) или параллельно (два по два).
Предусмотрена возможность последовательного соединения всех электродвигателей
как двух, так и трёх секций электровоза (маневровое сериесное соединение,
положение реверсивной рукоятки «СМ»), но переход с этого соединения на другие
возможен только с разрывом силовой цепи, это главный недостаток ВЛ11,
устранённый на ВЛ11М. Возможен режим рекуперативного торможения.
Тяговые параметры, масса,
конструктивная скорость двухсекционного электровоза ВЛ11 аналогичны электровозу
ВЛ10. Но из-за отсутствия сериесного соединения трогание электровоза осложнено,
ток достигает больших величин, из-за чего увеличивается вероятность боксования
и пережога контактного провода. В связи с этим на некоторых железных дорогах
приказано трогаться в режиме «МС», а после трогания сбрасывать контроллер в
нулевое положение, переводить реверсивную рукоятку в «М» и продолжать движение
на СП и параллельном соединениях.
В ходе выпуска ВЛ11 в их конструкцию
вносился ряд изменений, таких, как замена электродвигателей компрессора, установка
оборудования САУРТ (система автоматического управления рекуперативным
торможением), изменение электрических схем (ВЛ118), увеличение
сцепного веса (ВЛ11У8) и другие. Основное отличие модернизированных
электровозов серии ВЛ11М состоит в возможности полноценной, с переходами без
сброса контроллера на ноль, работы на трёх соединениях тяговых
электродвигателей независимо от числа секций.
В качестве конструктивных недостатков
всех типов ВЛ11 специалисты отмечают плохую шумоизоляцию кабины машиниста и
склонность электровоза к боксованию.
Модификации:
ВЛ11У8 — сцепной вес увеличен со 184 т до
200 т за счёт балласта.
ВЛ118 — вместе с ВЛ11У8,
отличались изменёнными электрическими схемами, не могли работать совместно с
серией ВЛ11.
ВЛ11М — модернизированные, выпускались с
1986 года.
Технические
характеристики:
Род службы — грузовой
Осевая формула — 2(2O-2O), 3(2O-2O),
4(2O-2O)
Ширина колеи, мм — 1520
Мощность, кВт — 2600 (на секцию)
Конструкционная скорость, км/ч — 100
Масса, т — 184 (две секции)
Род тока, напряжение в контактной
сети, кВ — постоянный, 3