ВЛ82 — советский двухсистемный электровоз. Первые опытные
двухсистемные восьмиосные двухсекционные электровозы ВЛ82-001 и ВЛ82-002 были
построены Новочеркасским электровозостроительным заводом в июле 1966 года.
Большинство
элементов механической части новых локомотивов были унифицированы с
электровозами серии ВЛ80К. На каждой секции электровоза установлен
трансформатор производства Таллиннского электротехнического завода.
Шестиполюсные тяговые электродвигатели НБ-420А были спроектированы специально
для данного локомотива. Для их охлаждения на каждой секции установлено два
мотор-вентилятора. Также каждая из секций оборудована аккумуляторной батареей.
В процессе эксплуатации ВЛ82 тяговые электродвигатели (ТЭД) были заменены на
двигатели, устанавливаемые впоследствии на электровозы серии ВЛ82М.
Секции
электровоза имеют одинаковые электрические схемы и могут работать по системе
многих единиц. При работе с переменным током напряжение к ТЭД подводится через
понижающий трансформатор и выпрямительную установку. При питании постоянным
током напряжение подводится непосредственно к цепи ТЭД. В обоих случаях
напряжение на зажимах двигателей регулируется реостатами. Схема локомотива
позволяет использовать реостатное торможение, при котором ТЭД соединяются
перекрёстно.
Соединений
тяговых двигателей два – параллельное и последовательно-параллельное.
Последовательного соединения всех восьми тяговых двигателей электровоза не
предусмотрено. Переключение соединений двигателей и секций пускового реостата
выполняется находящимся в каждой секции имеющим электропривод главным
контроллером ЭКГ-82, по конструкции аналогичным главному контроллеру ЭКГ-8Ж
электровозов ВЛ80К, ВЛ80С. Контроллер машиниста также аналогичен контроллеру
ВЛ80.
Вспомогательные
машины каждой секции – четыре мотор-вентилятора, мотор-компрессор, мотор-насос
масла трансформатора. Все машины, кроме мотор-насоса, имеют высоковольтные
коллекторные двигатели, мотор-насос имеет асинхронный двигатель, так как он
работает только при езде электровоза на переменном токе и получает питание переменным
током от трансформатора. Генератор синхронный трёхфазный с выпрямителем, в
отличие от архаичных коллекторных генераторов электровозов ВЛ8, ВЛ10, ВЛ11,
ВЛ60.
Модификации:
ВЛ82М — усовершенствованный вариант
двухсистемного электровоза. Отличается уменьшенным передаточным числом,
разработанными специально для них новыми ТЭД НБ-407Б, изменениями в схеме
электроцепей, новым контроллером машиниста, токоприёмниками и пр. Вес
электровоза составил 200 т против 188 т для ВЛ82. В конструкции кузова и
тележек существуют следующие различия между ВЛ82 и ВЛ82М: установлены круглые
окна машинного отделения вместо прямоугольных большой площади; боковые опоры
заменены люлечными подвесками. Главное отличие в электрической части – вместо
силового контроллера ЭКГ-82 применены индивидуальные линейные и реостатные
контакторы и групповые переключатели соединений, контроллер машиниста выполнен
по типу контроллера электровоза ВЛ10.
Технические характеристики:
Род
службы — грузовой
Осевая
формула — 2(2O-2O-2O)
Ширина
колеи, мм — 1520
Мощность,
кВт (л.с.) — 5600 (6720)
Конструкционная
скорость, км/ч — 110
Масса,
т — 188
Род
тока, напряжение в контактной сети, кВ — переменный, 25; постоянный, 3