ВЛ82






ВЛ82 — советский двухсистемный электровоз. Первые опытные двухсистемные восьмиосные двухсекционные электровозы ВЛ82-001 и ВЛ82-002 были построены Новочеркасским электровозостроительным заводом в июле 1966 года.

Большинство элементов механической части новых локомотивов были унифицированы с электровозами серии ВЛ80К. На каждой секции электровоза установлен трансформатор производства Таллиннского электротехнического завода. Шестиполюсные тяговые электродвигатели НБ-420А были спроектированы специально для данного локомотива. Для их охлаждения на каждой секции установлено два мотор-вентилятора. Также каждая из секций оборудована аккумуляторной батареей. В процессе эксплуатации ВЛ82 тяговые электродвигатели (ТЭД) были заменены на двигатели, устанавливаемые впоследствии на электровозы серии ВЛ82М.

Секции электровоза имеют одинаковые электрические схемы и могут работать по системе многих единиц. При работе с переменным током напряжение к ТЭД подводится через понижающий трансформатор и выпрямительную установку. При питании постоянным током напряжение подводится непосредственно к цепи ТЭД. В обоих случаях напряжение на зажимах двигателей регулируется реостатами. Схема локомотива позволяет использовать реостатное торможение, при котором ТЭД соединяются перекрёстно.

Соединений тяговых двигателей два – параллельное и последовательно-параллельное. Последовательного соединения всех восьми тяговых двигателей электровоза не предусмотрено. Переключение соединений двигателей и секций пускового реостата выполняется находящимся в каждой секции имеющим электропривод главным контроллером ЭКГ-82, по конструкции аналогичным главному контроллеру ЭКГ-8Ж электровозов ВЛ80К, ВЛ80С. Контроллер машиниста также аналогичен контроллеру ВЛ80.

Вспомогательные машины каждой секции – четыре мотор-вентилятора, мотор-компрессор, мотор-насос масла трансформатора. Все машины, кроме мотор-насоса, имеют высоковольтные коллекторные двигатели, мотор-насос имеет асинхронный двигатель, так как он работает только при езде электровоза на переменном токе и получает питание переменным током от трансформатора. Генератор синхронный трёхфазный с выпрямителем, в отличие от архаичных коллекторных генераторов электровозов ВЛ8, ВЛ10, ВЛ11, ВЛ60.

Модификации:
ВЛ82М — усовершенствованный вариант двухсистемного электровоза. Отличается уменьшенным передаточным числом, разработанными специально для них новыми ТЭД НБ-407Б, изменениями в схеме электроцепей, новым контроллером машиниста, токоприёмниками и пр. Вес электровоза составил 200 т против 188 т для ВЛ82. В конструкции кузова и тележек существуют следующие различия между ВЛ82 и ВЛ82М: установлены круглые окна машинного отделения вместо прямоугольных большой площади; боковые опоры заменены люлечными подвесками. Главное отличие в электрической части – вместо силового контроллера ЭКГ-82 применены индивидуальные линейные и реостатные контакторы и групповые переключатели соединений, контроллер машиниста выполнен по типу контроллера электровоза ВЛ10.

Технические характеристики:
Род службы — грузовой
Осевая формула — 2(2O-2O-2O)
Ширина колеи, мм — 1520
Мощность, кВт (л.с.) — 5600 (6720)
Конструкционная скорость, км/ч — 110
Масса, т — 188
Род тока, напряжение в контактной сети, кВ — переменный, 25; постоянный, 3