ТЭ10 — тепловоз с электрической передачей, тип 10.
В
1957-1958 годах Харьковский завод «Электротяжмаш» и Харьковский завод
транспортного машиностроения спроектировали новый односекционный тепловоз
мощностью на 50 % больше, чем у секции тепловоза ТЭ3, и лишь с незначительно
большей массой. Создание такого тепловоза было новым явлением не только для
СССР, но и для зарубежных стран. Оно стало результатом проведения множества
теоретических и экспериментальных исследований и внедрения новых конструктивных
решений. Наибольшие затруднения возникли в процессе разработки нового двенадцатицилиндрового
дизеля 9Д100 повышенной экономичности на базе дизеля 2Д100, а также при
создании ходовой части тепловоза с малой массой и улучшенными тормозными и
динамическими характеристиками. Также целью проектирования была разработка
усовершенствованной схемы электропередачи и надёжных в эксплуатации
электрических машин для нового тепловоза.
Первый
тепловоз новой конструкции, получивший обозначение ТЭ10-001, был выпущен в
ноябре 1958 года. Одним из новшеств в советском тепловозостроении стал принцип
цельного кузова несущей конструкции, применявшийся до этого момента лишь на
чехословацких электровозах ЧС1 и рижских электропоездах ЭР1. Кузов тепловоза
опирался на две трёхосные тележки, унифицированные с тележками тепловозов серии
ТЭ3.
На
тепловозе были установлены шесть новых тяговых электродвигателей ЭДТ-340А,
спроектированных и изготовленных заводом «Электротяжмаш» для газотурбовоза
Г1-01. Номинальная мощность двигателей при работе на тепловозе — 307 кВт, масса
— 2800 кг. ТЭД имели опорно-осевое подвешивание.
Впервые
в отечественном тепловозостроении была применена принципиально новая система
автоматического регулирования возбуждения тягового генератора, обеспечивающая
заданную зависимость напряжения генератора от его тока, позволяя более полно
использовать мощность дизеля, что было невозможно ранее.
Технические характеристики:
Род
службы — грузовой
Осевая
формула — 3О−3О
Ширина
колеи, мм — 1520
Мощность,
кВт — 1842
Масса,
т — 138
Конструкционная
скорость, км/ч — 100
Модификации:
2ТЭ10 — двухсекционный тепловоз на базе
ТЭ10. Тепловоз был оборудован тяговыми двигателями ЭДТ-340Г. Все параметры
нового локомотива были в два раза больше соответствующих параметров
односекционного ТЭ10.
Технические характеристики:
Род
службы — грузовой
Осевая
формула — 2(3О−3О)
Ширина
колеи, мм — 1520
Мощность,
кВт — 3684
Масса,
т — 276
Конструкционная
скорость, км/ч — 100
2ТЭ10Л — конструкционно-модифицированные
тепловозы 2ТЭ10. Основным отличием тепловозов серии 2ТЭ10Л стал переход от
конструкции с несущим кузовом к кузову с несущей рамой. Был применён
автоматический пуск дизеля и реализована возможность перехода машиниста между
кабинами без остановки дизелей. Тяговые параметры совпадают с параметрами
2ТЭ10. В ходе выпуска (всего было выпущено 3192 локомотива) в конструкцию
вносилось множество изменений, связанных с электрическими схемами, с переходом
с ТЭД ЭД-104А на ЭД-107, а затем на ЭД-118А, с изменением конструкции колёс и
кабины.
Технические характеристики:
Род
службы — грузовой
Осевая
формула — 2(3О−3О)
Ширина
колеи, мм — 1520
Мощность,
кВт — 3684
Масса,
т — 255,6
Конструкционная
скорость, км/ч — 100
2ТЭ10В — параллельно с выпуском 2ТЭ10Л Луганский
тепловозостроительный завод начал строить еще одну модификацию тепловозов 2ТЭ10
– 2ТЭ10В. Основные узлы нового тепловоза были аналогичны тепловозам серии
2ТЭ10Л, однако в отличие от последних двухмашинный агрегат был вынесен из под
кабины и установлен в пространстве между полом и аппаратными камерами.
Бесчелюстные тележки, кабины управления и контроллер машиниста были
унифицированы с тепловозами серии 2ТЭ116. ТЭД серии ЭД-118А.
Технические характеристики:
Род
службы — грузовой
Осевая
формула — 2(3О−3О)
Ширина
колеи, мм — 1520
Мощность,
кВт — 3684
Масса,
т — 276
Конструкционная
скорость, км/ч — 100
2ТЭ10М, 3ТЭ10М — 2444 двухсекционных тепловоза 2ТЭ10М и 639
трёхсекционных тепловоза серии 3ТЭ10М. Основные отличия от тепловозов предыдущих
серий 2ТЭ10В и 2ТЭ10Л: возможность управления тремя секциями тепловоза с одного
пульта; возможность переводить одну или две ведомые секции в режим холостого
хода; увеличено число приборов на пульте управления. Сигнальные лампы на
крайних секциях смонтированы на отдельных табло; в цепях управления увеличено
число цепочек диод-резистор для исключения перенапряжения при выключении цепей;
электрическое управление отпуском тормозов; наличие цепей управления,
управляющих адсорбционным осушением сжатого воздуха, поступающего в главные
резервуары; три розетки межсекционных соединений; измененная конструкция
штепсельных разъемов между АКБ некоторых секций; минусовые штепсельные разъемы
в аппаратных камерах и на пульте управления для облегчения поиска
неисправностей в схеме; переговорное устройство между кабинами секций. Средняя
секция оборудовалась только пультом для маневровых работ и вспомогательным
тормозом и не использовалась отдельно для вождения поездов.
Технические характеристики:
Род
службы — грузовой
Осевая
формула — 2(3О−3О), 3(3О−3О)
Ширина
колеи, мм — 1520
Мощность,
кВт — 3684-5526
Масса,
т — 276-414
Конструкционная
скорость, км/ч — 100
2ТЭ10У, 3ТЭ10У — основным направлением в развитии
конструкции тепловоза 2ТЭ10У были электрические цепи, однако изменения
затронули и дизель. На 2ТЭ10У устанавливался дизель 10Д100М2, отличавшийся от
дизеля 10Д100 следующими особенностями: снижением частоты оборотов в холостом
режиме до 270 об/мин; применением регулятора с корректором пуска, регулировкой
мощности на 6 позиции контроллера; применением двухрежимных форсунок, которые
позволяют отказаться от вентилей ВП6 и ВП9 отключения части топливных насосов
при работе дизеля в режиме холостого хода; встроенными топливоподкачивающими
насосами от коленчатого вала дизеля.
Технические характеристики:
Род
службы — грузовой
Осевая
формула — 2(3О−3О), 3(3О−3О)
Ширина
колеи, мм — 1520
Мощность,
кВт — 3684-5526
Масса,
т — 276-414
Конструкционная
скорость, км/ч — 100
2ТЭ10УТ, 3ТЭ10УТ — оснащенные редукторами и электропневматическим
тормозом тепловозы 2ТЭ10У.
Технические характеристики:
Род
службы — грузовой
Осевая
формула — 2(3О−3О), 3(3О−3О)
Ширина
колеи, мм — 1520
Мощность,
кВт — 3684-5526
Масса,
т — 276-414
Конструкционная
скорость, км/ч — 120
2ТЭ10Г — два опытных газодизельных тепловоза.
Тепловозы могли работать как на дизельном топливе, так и на сжиженном природном
газе, и являлись фактически первыми в мире магистральными тепловозами заводской
постройки, работавшими на газе. Крайние секции – тяговые, выполненные на базе
2ТЭ10М с незначительными конструктивными отличиями в виде дополнительных
агрегатов и систем, предназначенных для обеспечения взрывобезопасности и
питания криогенной секции. Средняя тендерная секция служила для хранения 17 т
сжиженного природного газа в криогенном состоянии. Головные секции строились на
базе 2ТЭ10М с доработками, обеспечивающими безопасность эксплуатации тепловоза
на газе.
Технические характеристики:
Род
службы — грузовой
Осевая
формула — 2(3О−3О)
Ширина
колеи, мм — 1520
Мощность,
кВт — 3684
Масса,
т — 276
Конструкционная
скорость, км/ч — 100