ТЭ3 — грузовой магистральный тепловоз, массово выпускавшийся
в СССР с 1956 по 1973 годы.
Кузов
каждой секции тепловоза состоял из главной рамы, через которую передавались
тяговые и тормозные усилия, и каркаса вагонного типа, несущие боковые и лобовые
стенки и крышу. На концах рамы каждой секции были установлены автосцепки типа
СА-3 с фрикционными аппаратами. Главная рама опиралась на две трёхосные тележки
через роликовые опоры. Рама каждой тележки через листовые рессоры и
цилиндрические пружины, расположенные у концов тележки, была подвешена к
балансирам, которые опирались на буксы колёсных пар. Диаметр колёсных пар по
кругу катания при новых бандажах составлял 1050 мм. Тяговые электродвигатели
имели опорно-осевое подвешивание. Тяговая передача односторонняя прямозубая с
жёстким венцом зубчатого колеса. Передаточное число тяговой передачи — 4,41. В
каждой буксе находилось по два подшипника с цилиндрическими роликами.
На
каждой секции был установлен десятицилиндровый дизель 2Д100 с вертикальным
расположением встречно движущихся поршней. Дизель имел два коленчатых вала:
верхний и нижний, между собой валы были связаны вертикальной передачей. Отбор
мощности осуществлялся от нижнего коленвала. Номинальная мощность дизеля
составляла 2000 л.с.
Охлаждение
дизеля водяное. Вода циркулировала между дизелем и секциями водяного
холодильника принудительно, с помощью центробежного насоса. Для охлаждения
масла также использовались однотипные с водяными секции. На каждой секции
тепловоза в холодильнике было установлено 36 масляных и 24 водяных секции.
Секции холодильника охлаждались воздухом, прогонявшимся осевым вентилятором.
Температура воды и масла регулировалась периодическим включением вентилятора
или открытием верхних и боковых жалюзи, управление которыми осуществлялось с
пульта машиниста через электропневматический привод.
Тяговый
генератор МПТ-99/47 номинальной мощностью 1350 кВт, (V=550 В, I=2455 А, max
V=820 В) питал 6 тяговых двигателей ЭДТ-200А номинальной мощностью 206 кВт,
(V=275 В, I=815 А, максимальная частота вращения якоря 2200 об/мин).
Электродвигатели были соединены последовательно по два в три параллельные
группы.
Управление
тепловозом осуществлялось контроллером КВ-16А-12, имевшем реверсивную рукоятку
и главную рукоятку. Главная рукоятка имела нулевую и 16 рабочих позиций,
соответствовавших разным режимам работы дизеля — от 400 об/мин на 1-й позиции
до 850 об/мин на 16-й.
Для
обеспечения сжатым воздухом на каждой секции был установлен двухступенчатый
трёхцилиндровый компрессор КТ-6 с производительностью 5,3 — 5,7 м³/час при
максимальных оборотах дизеля. Сжатый воздух, нагнетаемый в главные резервуары
компрессорами, используется для обеспечения работы тормозов на локомотиве и в
поезде, обеспечения работы пневмоконтакторов, привода реверсоров, подачи
звуковых сигналов свистком (тихий) и тифоном (громкий), работы пневмопривода
стеклоочистителей.
Технические характеристики:
Конструкционная
скорость, км/ч — 100
Колея,
мм — 1520
Осевая
формула — 2(3О−3О)
Масса, т — 252
Мощность, кВт — 1350