2ТЭ116 — грузовой магистральный тепловоз,
производившийся в СССР и производящийся ныне на Украине на Луганском
тепловозостроительном заводе. У железнодорожников получил прозвище «Фантомас».
Тепловоз
2ТЭ116 состоит из двух одинаковых однокабинных секций, управляемых с одного
(любого) поста кабины и соединённых автосцепкой СА-3. При необходимости каждая
из секций может быть использована как самостоятельный тепловоз. Для перехода из
секции в секцию в задней стенке секций имеются двери и переходная площадка,
закрытая резиновым суфле. Все силовое и вспомогательное оборудование
расположено в кузове, выполненном с несущей главной рамой.
На
тепловозе применена ДГУ (дизель-генераторная установка) 1А-9ДГ, покоящаяся на
средней части главной рамы. ДГУ состоит из 16-цилиндрового дизеля 1А-5Д49 и
синхронного трёхфазного генератора ГС-501А. Дизель и тяговый генератор
смонтированы на единой поддизельной раме сварной конструкции и соединены между
собой полужесткой пластинчатой муфтой. Дизель 5Д49 принадлежит к
унифицированному ряду ЧН26/26, что означает — четырёхтактный с газотурбинным наддувом,
диаметр цилиндра и ход поршня 260 мм. Управление дизелем — электрическое
дистанционное при помощи установленных на регуляторе дизеля четырёх
электромагнитов, получающих питание от контроллера машиниста и включающихся в
различных комбинациях.
Схема
электрической передачи — стандартная советская переменно-постоянного тока,
реализованная также на тепловозах ТЭП70, 2ТЭ121, ТЭМ7. От синхронного тягового
генератора также питаются асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором
(АДКЗ) мотор-вентиляторов охлаждения оборудования. Над ГС-501А установлены
однофазный синхронный возбудитель ВС-650 и коллекторный стартёр-генератор ПСГ.
ПСГ производит проворот дизеля для запуска, получая питание от аккумуляторной
батареи, а после запуска работает как генератор, вырабатывания постоянное
напряжение 110 В для заряда батареи, питания цепей управления/освещения, а
также коллекторных двигателей (двигателей постоянного тока, ДПТ) привода
некоторых агрегатов.
Тепловоз
имеет кузов с несущей главной рамой. Для монтажа и демонтажа оборудования крыша
кузова выполнена в виде пяти съемных секций, из них три со встроенными коробами-воздухозаборниками
для очистки воздуха, предназначенного для охлаждения тягового генератора,
выпрямительной установки и тяговых электродвигателей. Очистители воздуха для
дизеля — вращающиеся сетки, нижняя часть которых погружена в масляную ванну, а верхняя
работает на очистку проходящего воздуха. Проворот сеток автоматический, при
включении мотор-компрессора электропневматический привод проворачивает сетки на
45 градусов.
Применение
разъемов в электрической проводке по кузову и уплотнительных поясов крыши
позволяет быстро снимать необходимую секцию крыши для демонтажа оборудования.
Глушитель шума выхлопных газов из дизеля также закреплен на съемной секции
крыши.
Технические характеристики:
Род
службы — грузовой (пассажирский при модернизации)
Осевая
формула — 2(3О−3О)
Ширина
колеи, мм — 1520
Мощность,
кВт (л.с.) — 4500 (6120)
Служебная
масса, т — 276
Конструкционная
скорость, км/ч — 100
Длина, мм — 36 300