ТЭМ7 — маневровый тепловоз с электрической передачей
переменно-постоянного тока. Самый мощный маневровый тепловоз, эксплуатирующийся
на железных дорогах стран постсоветского пространства.
В
1973 году на Людиновском тепловозостроительном заводе был разработан проект
маневрового восьмиосного однокузовного тепловоза с дизелем мощностью 2000 л.с.
Тепловоз предназначался для вывозной и маневровой работы на станциях с
составами, вес которых требует локомотивов с тяговым усилием на 40-50 % выше,
чем у шестиосных маневровых тепловозов, таких как ТЭМ1 и ТЭМ2. В 1975 году
завод изготовил первые два тепловоза серии ТЭМ7.
На
ТЭМ7, впервые на маневровых тепловозах, использована электрическая передача
переменно-постоянного тока. На тепловозе уложен балласт в виде чугунных плит
общей массой 25 т, из которых 12 т съёмные; следовательно, возможно снижение
нагрузки от колёсной пары на рельсы с соответствующими изменениями номинальных
значений силы тяги длительного режима и скорости.
В
мае 1980 года Людиновский завод начал выпуск установочной партии тепловозов
ТЭМ7 и продолжал их серийное производство до 1989 года. Выпуск модифицированных
тепловозов ТЭМ7А не прекращён и сейчас. На февраль 2012 года выпущено 428
машин.
Модификации:
ТЭМ7А —
данная модификация тепловоза выпускается Людиновским заводом с 1988 года по
настоящее время. Изменения включают в себя: усовершенствования в электрической
схеме цепей управления; модифицированная автосцепка СА-3, соединённая с
поглощающим аппаратом через цилиндрический клин (на ТЭМ7 обычный клин
автосцепки, с прямоугольным сечением); укороченный блок фильтров Центральной
Вентиляционной Установки; полностью переработанные электрические схемы цепей
управления; электрический реостатный тормоз работающий до полной остановки
локомотива; усиленная рама тепловоза; система кондиционирования, вентиляции и
отопления кабины.
ТЭМ7М — как минимум один из ранних
тепловозов серии ТЭМ7 (№ 003), переделанный с целью переноса пульта управления
так, чтобы он соответствовал более поздним модификациям данной серии. Некоторое
количество ТЭМ7А было куплено в 1992 году американской фирмой для работы в
порту Хьюстона, но тепловозы не прошли американскую сертификацию. В результате
часть из них вернулось в Россию, а часть осталась в США. Они имели номера 1001-1011.
От базовой модели отличались «американским» расположение пульта управления – в
сторону малого капота и высотой кабины – на уровне длинного капота. Некоторые
машины вернувшиеся в Россию были куплены крупными фирмами: «Лукойл»,
«ГазПромТранс», «НоваТЭК» и др. «Американскому» диапазону 1001-1011
соответствует «российский» 0210-0220.
Технические характеристики:
Род
службы — маневровый
Осевая
формула — 2О+2О−2О+2О
Ширина
колеи, мм — 1520
Масса,
т — 180
Конструкционная
скорость, км/ч — 100
Мощность,
л.с. — 2000