ТЭМ2 — маневровый тепловоз с электрической передачей.
В
1959 году на Брянском машиностроительном заводе был разработан проект
усиленного тепловоза серии ТЭМ1. Для этого тепловоза Пензенским дизельным
заводом на базе дизеля 2Д50 разработан более мощный дизель ПД1 (Пензенский
дизель, 1-й тип).
В
1960 году завод выпустил два, а в 1961 г. еще один маневровый тепловоз
повышенной мощности, которые получили обозначение серии ТЭМ2.
Конструкция
кузова у этих тепловозов незначительно отличается от кузова тепловозов ТЭМ1
первых выпусков: боковые стенки кабины машиниста выполнены без наклона для
лучшего обозрения пути. Кроме замены дизеля был заменён главный генератор и
внесён ряд других изменений.
Первые
тепловозы ТЭМ2 поступили для эксплуатации в депо Лихоборы и депо им. Ильича,
Московской дороги.
Модификации:
ТЭМ2А — экипажная часть тепловоза
приспособлена как для колеи шириной 1520 мм, так и для 1435 мм без замены
тележек. Причем индекс "А" остался даже при производстве ТЭМ2У.
ТЭМ2М — первый опытный тепловоз ТЭМ2М-001,
на котором в отличие от тепловоза ТЭМ2 вместо дизеля ПД-1М был установлен
дизель 2-6Д49 Коломенского тепловозостроительного завода, был выпущен в 1974
году. Начиная с 1984 года Брянский машиностроительный завод стал в небольшом
количестве выпускать тепловозы ТЭМ2М с целью накопления эксплуатационного
опыта. В конструкцию локомотива были внесены изменения, обусловленные
применением другого дизеля. С 1983 года ТЭМ2М выпускался с кузовом аналогичным
ТЭМ2У (с номера 068). Всего выпущено 286 тепловозов этой серии. Поставлялись
они только промышленным предприятиям.
ТЭМ2Т — модификация, предназначенная для
эксплуатации в местностях с тропическим климатом.
ТЭМ2У — в конце 1978 года Брянский
машиностроительный завод построил опытный тепловоз ТЭМ2У (под номером 001),
который в отличие от тепловозов ТЭМ2 имел измененную форму капота и кабины
машиниста, а также ряд новых устройств (новый пульт управления, глушитель шума,
улучшенную теплоизоляцию и др.). На тепловозе улучшена конструкция
дизель-генератора, рессорного подвешивания, предусмотрен электрический подогрев
воды в системе охлаждения. Сцепная масса тепловоза увеличена до 123,6 т.
Тепловозы ТЭМ2У были рассчитаны как на колею 1524, так и на колею 1435 мм
(серия ТЭМ2А). С 1984 года завод начал серийное изготовление тепловозов ТЭМ2У
(с номера 8002).
ТЭМ2УС — после проведения в 1976 году
испытаний тепловоза ТЭМ2-1983, у которого одна из тележек была оборудована
электромагнитными устройствами, предназначенными для увеличения силы сцепления
колес с рельсами, по заказу МПС Брянский машиностроительный завод в 1978 году
изготовил опытный тепловоз ТЭМ2УС-0001. На тележках этого тепловоза были
установлены электромагниты, магнитный поток которых проходил через колеса и
рельсы и создавал притяжение бандажей к головкам рельсов. Тепловоз ТЭМ2УС-0001
испытывался ВНИТИ, однако решение о дальнейшем оборудовании тепловозов
электромагнитной системой увеличения силы сцепления принято не было.
ТЭМ2Т — для решения вопроса о
целесообразности применения электрического торможения на тепловозах ТЭМ2 в 1985
году БМЗ изготовил два опытных тепловоза ТЭМ2Т, на которых были установлены
тормозные резисторы и необходимые аппараты, позволяющие применять этот вид
торможения. Тепловозы поступили для опытной эксплуатации в депо Брянск.
ТЭМ2УМ — в 1988 году БМЗ параллельно с
тепловозами ТЭМ2У начал выпуск модели ТЭМ2УМ с дизель-генераторами 1ПД-4А.
Первый тепловоз серии ТЭМ2УМ был оснащен дизель-генератором 1ПДГ-4 с
увеличенной мощностью (1400 л.с. вместо 1200 л.с.). В рамках серии ТЭМ2УМ также
было выпущено 5 тепловозов с электродинамическим (реостатным) тормозом, которые
индексировались как ТЭМ2УМТ. Всего выпущено 1084 тепловоза этой серии.
Поставлялись они как промышленным предприятиям, так и МПС.
ТЭМ2УМ — модификация для поставок на
экспорт.
Технические характеристики:
Род
службы — маневровый
Осевая
формула — 3О−3О
Ширина
колеи, мм — 1520
Масса,
т — 120-126
Конструкционная
скорость, км/ч — 100
Мощность,
л.с. — 1200