ТЭП150 (ТЕП150) — магистральный шестиосный
пассажирский тепловоз с электрической передачей, производится на Луганском
тепловозостроительном заводе с 2007 года. Всего выпущено четыре
тепловоза, которые на данный момент приписаны к ТЧ-6 Кременчуг Южной железной
дороги.
Всё
силовое и вспомогательное оборудование тепловоза скомпоновано в лёгком несущем
кузове. Съёмные секции крыши позволяют свободно производить монтаж и демонтаж
основного силового оборудования. Кабина теплошумоизолирована, оборудована
кондиционером, унифицированным пультом управления с отображением информации на
ЖК-дисплее. Лобовые окна кабины выполнены из высокопрочного электрообогреваемого
стекла. На тепловозе применена микропроцессорная система управления, контроля и
технической диагностики. Локомотив оборудован системой поездного
электроотопления (наподобие ТЭП70БС).
Дизель-агрегатная
установка состоит из усовершенствованного четырёхтактного дизеля 5Д49 с
газотурбинным наддувом и тягового агрегата переменного тока, соединённых пластинчатой
муфтой, а также стартера-генератора, установленного на тяговом агрегате,
состоящем из тягового и вспомогательного синхронных генераторов, смонтированных
в одном корпусе.
Вспомогательный
генератор через выпрямитель обеспечивает энергоснабжение пассажирского поезда
напряжением 3000 В постоянного тока мощностью 600 кВт на номинальном режиме.
Кроме того, он подаёт питание на возбуждение тягового генератора и приводов
бесколлекторных электродвигателей вспомогательных механизмов.
Система
очистки воздуха, поступающего в дизель – двухступенчатая, с использованием в
первой ступени прямоточных циклонов.
Система
охлаждения дизеля двухконтурная. В одном контуре охлаждается вода дизеля, а в
другом вода, охлаждающая масло и наддувочный воздух (в теплообменных
аппаратах). Охлаждение воды обеих контуров осуществляется воздухом в полуторных
радиаторных секциях холодильной камеры, имеющей три мотор-вентилятора. В
контуре охлаждения воды дизеля используются радиаторные секции половинной
глубины, а в контуре охлаждения воды второго контура используются радиаторные
секции полной глубины. Мотор-вентиляторы холодильной камеры оборудованы
системой плавного регулирования их производительности.
Ходовая
часть тепловоза состоит из двух бесчелюстных трёхосных тележек с индивидуальным
приводом колёсных пар и опорно-рамным подвешиванием тяговых двигателей.
Передача тяги осуществляется одноступенчатой передачей и упругой муфтой.
Конструкция тележки предусматривает одностороннее расположение тяговых
двигателей, что позволяет увеличить коэффициент использования сцепного веса.
Упругое двухступенчатое индивидуальное рессорное подвешивание обеспечивает
плавный ход тепловоза.
Технические характеристики:
Род
службы — пассажирский
Осевая
формула — 3О-3О
Ширина
колеи, мм — 1520
Мощность,
кВт (л.с.) — 3100 (4216)
Конструкционная
скорость, км/ч — 160
Масса,
т — 135
Длина,
мм — 20 350