М62






М62 — пассажирский тепловоз, созданный в 1965 году и выпускающийся на Луганском тепловозостроительном заводе с 1965 года.

В машине многое было заимствовано из конструкции тепловозов ТЭ3 и ТЭ10. Но, благодаря удачной компоновке и некоторым другим конструктивным особенностям, машинисты оказались очень довольны этим тепловозом. Хотя тут не обошлось без одного курьеза – проектируя тепловоз под западный габарит, пришлось немного пожертвовать КПД тепловоза, который оказался чуть ниже, чем у ТЭ3. Из крупных недостатков, выявившихся в ходе эксплуатации, можно назвать, разве что, малую емкость топливного бака и чрезмерную прожорливость двухтактного дизеля. Этот недостаток позже перекочевал на 2М62, и лишь только на 2М62У топливный бак стал больше.

Тепловозы семейства М62, исчерпавшие свой моторесурс, модернизируются. В большинстве случаев двухтактный дизель 14Д40 заменяется на четырёхтактный 2Д49 (мощностью 2000 л.с.). Такие тепловозы легко распознать по воздушному фильтру, выступающему «горбом» на крыше. Иногда они получают новую серию: М62к (в Литве), 2М62к (Россия и Беларусь, Литва), 2М62Ук (Россия и Беларусь). В Венгрии, Латвии и Литве некоторые тепловозы при КР получили дизели «Катерпиллер», более мощные, чем стоявшие ранее 14Д40. Таким тепловозам присвоены новые серии 2М62УС или 2М62М.

Модификации:
2М62 — двухсекционный вариант М62, 1976 год, пришел на замену устаревшим ТЭ3. В ходе выпуска в конструкцию вносились изменения, в частности примерно с 700-ых номеров изготавливался с блочными буферными фонарями. Выпущен в количестве 1261 тепловоза.

2М62У — двухсекционный, 1987 год, с бесчелюстными тележками, увеличенной емкостью топливного бака и блочными буферными фонарями (выпущено 393 машины, не включая экспорт).

3М62У — трёхсекционный, 1986 год, с бесчелюстными тележками и блочными буферными фонарями (выпущено 104 штуки). Часто (особенно после капремонтов) работают только в две секции.

ДМ62 — односекционный, 1982-1994 гг. Использовался в составе боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК) РВСН «Молодец»; каждый из поездов БЖРК оснащался 3 тепловозами (2 в голове и 1 в хвосте) + несколько резервных. Отличается от «базового» М62 рядом изменений, призванных повысить надежность и «живучесть» тепловоза, некоторые из которых позже были использованы в модификации 2М62У. Внешне можно отличить от обычного М62 по бесчелюстным тележкам, блочным буферным фонарям, панелям секционирования, связи и управления (ПССУ – «коробки» под лобовой номерной табличкой), регулируемому путеочистителю. На номерной табличке литера Д не ставилась (если ставится сейчас, то это местная самодеятельность). Всего было построено 154 машины (№ 1724-1877). После расформирования БЖРК все тепловозы были переданы на железные дороги общего пользования и в промышленность для обычной работы.

М62УП — фактически односекционный вариант 3М62У. Используется только в промышленности (в основном на Украине). Выпущено 40 штук.

3М62П — трёхсекционный, 1988 год. Тепловоз для вывоза ракеты-носителя на стартовую площадку. В общей сложности было выпущено 3 экземпляра, причем номер 0003 (уже после развала СССР) был переделан в обычный 2М62У с присвоением номера «0394», и остался на Украине.

2М62М — двухсекционный, для Улан-Баторской железной дороги. Эти тепловозы приспособлены для полупустынных условий Монголии и имеют изменённую конструкцию очистки воздуха от песка и пыли, подаваемую в дизели. Всего было построено 60 тепловозов 2М62М.

Технические характеристики:
Род службы — пассажирский
Осевая формула — 3О−3О
Ширина колеи, мм — 1520
Конструкционная скорость, км/ч — 100
Мощность, л.с. — 2000
Масса (одна секция), т — 116 (2М62 — 120, 2М62У — 126)