М62 — пассажирский тепловоз, созданный в 1965 году и
выпускающийся на Луганском тепловозостроительном заводе с 1965 года.
В
машине многое было заимствовано из конструкции тепловозов ТЭ3 и ТЭ10. Но,
благодаря удачной компоновке и некоторым другим конструктивным особенностям,
машинисты оказались очень довольны этим тепловозом. Хотя тут не обошлось без
одного курьеза – проектируя тепловоз под западный габарит, пришлось немного
пожертвовать КПД тепловоза, который оказался чуть ниже, чем у ТЭ3. Из крупных
недостатков, выявившихся в ходе эксплуатации, можно назвать, разве что, малую
емкость топливного бака и чрезмерную прожорливость двухтактного дизеля. Этот
недостаток позже перекочевал на 2М62, и лишь только на 2М62У топливный бак стал
больше.
Тепловозы
семейства М62, исчерпавшие свой моторесурс, модернизируются. В большинстве
случаев двухтактный дизель 14Д40 заменяется на четырёхтактный 2Д49 (мощностью
2000 л.с.). Такие тепловозы легко распознать по воздушному фильтру,
выступающему «горбом» на крыше. Иногда они получают новую серию: М62к (в
Литве), 2М62к (Россия и Беларусь, Литва), 2М62Ук (Россия и Беларусь). В
Венгрии, Латвии и Литве некоторые тепловозы при КР получили дизели
«Катерпиллер», более мощные, чем стоявшие ранее 14Д40. Таким тепловозам
присвоены новые серии 2М62УС или 2М62М.
Модификации:
2М62 — двухсекционный вариант М62, 1976 год, пришел на замену
устаревшим ТЭ3. В ходе выпуска в конструкцию вносились изменения, в частности
примерно с 700-ых номеров изготавливался с блочными буферными фонарями. Выпущен
в количестве 1261 тепловоза.
2М62У — двухсекционный, 1987 год, с
бесчелюстными тележками, увеличенной емкостью топливного бака и блочными
буферными фонарями (выпущено 393 машины, не включая экспорт).
3М62У — трёхсекционный, 1986 год, с
бесчелюстными тележками и блочными буферными фонарями (выпущено 104 штуки).
Часто (особенно после капремонтов) работают только в две секции.
ДМ62 — односекционный, 1982-1994 гг. Использовался в составе
боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК) РВСН «Молодец»; каждый из
поездов БЖРК оснащался 3 тепловозами (2 в голове и 1 в хвосте) + несколько
резервных. Отличается от «базового» М62 рядом изменений, призванных повысить
надежность и «живучесть» тепловоза, некоторые из которых позже были
использованы в модификации 2М62У. Внешне можно отличить от обычного М62 по
бесчелюстным тележкам, блочным буферным фонарям, панелям секционирования, связи
и управления (ПССУ – «коробки» под лобовой номерной табличкой), регулируемому
путеочистителю. На номерной табличке литера Д не ставилась (если ставится
сейчас, то это местная самодеятельность). Всего было построено 154 машины (№
1724-1877). После расформирования БЖРК все тепловозы были переданы на железные
дороги общего пользования и в промышленность для обычной работы.
М62УП — фактически односекционный вариант
3М62У. Используется только в промышленности (в основном на Украине). Выпущено
40 штук.
3М62П — трёхсекционный, 1988 год. Тепловоз
для вывоза ракеты-носителя на стартовую площадку. В общей сложности было
выпущено 3 экземпляра, причем номер 0003 (уже после развала СССР) был переделан
в обычный 2М62У с присвоением номера «0394», и остался на Украине.
2М62М — двухсекционный, для Улан-Баторской
железной дороги. Эти тепловозы приспособлены для полупустынных условий Монголии
и имеют изменённую конструкцию очистки воздуха от песка и пыли, подаваемую в
дизели. Всего было построено 60 тепловозов 2М62М.
Технические характеристики:
Род
службы — пассажирский
Осевая
формула — 3О−3О
Ширина
колеи, мм — 1520
Конструкционная
скорость, км/ч — 100
Мощность,
л.с. — 2000
Масса
(одна секция), т — 116 (2М62 — 120, 2М62У — 126)