2ТЭ121 — магистральный грузовой тепловоз с
электропередачей, эксплуатирующийся на железных дорогах СССР, России и Украины.
2ТЭ121
— грузовой магистральный тепловоз с электрической передачей
переменно-постоянного тока, мощностью 5888 кВт (8000 л.с.) в двух секциях.
Предназначен для вождения грузовых поездов на железных дорогах с усиленным
верхним строением пути.
Конструкция
тепловоза и его охлаждающие устройства обеспечивают устойчивую работу всех
агрегатов и механизмов при температуре окружающего воздуха от минус 50 до плюс
40 °C.
Тепловоз
состоит из двух однокабинных секций, соединённых автоматической сцепкой, что
даёт возможность в случае необходимости использовать каждую из них как
самостоятельный локомотив.
Кузов
тепловоза — цельнонесущий, выполнен из низколегированной стали, блочные крыши
из алюминиевого проката — съёмные и служат для удобства монтажа и демонтажа
узлов вспомогательного оборудования. В силовую конструкцию кузова включены
также воздуховоды от установки централизованного воздухоснабжения к машинам и
аппаратам. Снизу к раме кузова крепится съёмный топливный бак. По концам рамы
размещены четыре ниши для аккумуляторных батарей. В передней части секции
тепловоза приварен мощный торцевой обтекатель, предохраняющий кабину-капсулу от
повреждений и обеспечивающий безопасность локомотивной бригады. Внутренние
полости обтекателя используются как бункеры песочниц.
Пульт
управления позволяет управлять тепловозом сидя и стоя. Органы управления,
необходимые для ведения поезда, расположены на пульте в зоне удобного
пользования и сгруппированы по функциональному назначению. Кабина 2ТЭ121
является одной из наиболее просторных и удобных кабин локомотивов,
эксплуатировавшихся когда-либо на отечественных ж.д. Помещение для локомотивной
бригады подвешено на амортизаторах, обеспечивающих усиленную защиту от шума и
вибраций. Имеются кондиционер, электроплитка, холодильник и обогреваемые в
холодное время подлокотники боковых окон, обмыв передних стёкол.
Кузов
тепловоза опирается на две трёхосные тележки, имеющие сбалансированное
рессорное подвешивание, опорно-рамную подвеску тяговых электродвигателей и
опорно-осевую подвеску тяговых редукторов. Конструкция рессорного подвешивания
основана на варианте, первоначально предложенном ВНИТИ для модернизации
электровоза ВЛ60, в качестве упругих элементов использованы листовые рессоры и
спиральные пружины, при этом листовые рессоры используются в качестве
балансиров. Суммарный прогиб рессорного подвешивания 150 мм, свободные осевые
разбеги колесных пар в буксах 2-14-2 мм.
Тяговый
электродвигатель ЭД126АУХЛ1 выполнен специально для опорно-рамной подвески с
полым валом и передачей вращающего момента на привод колёсной пары через
торсион, проходящий внутри полого вала электродвигателя, диафрагменную
резинокордную и зубчатую муфты. Резинокордная муфта разработки ВНИТИ. Тележка
оборудована тормозными цилиндрами с автоматической регулировкой выхода штока и
рычажной передачей двухстороннего действия.
На
первой и шестой колёсных парах установлены форсунки гребнесмазывателя. Система
регулирования температуры автоматически поддерживает заданную температуру
охлаждающей воды и масла дизеля, обеспечивая заданный оптимальный режим работы
охлаждающего устройства тепловоза, конструкция которого предусматривает
возможность рециркуляции нагретого воздуха в холодное время года с целью
подогрева радиаторных секций и дизельного помещения. Два мотор-вентилятора с
поворотными лопастями с пневматическим приводом обеспечивают плавное
регулирование температур теплоносителей во всём диапазоне температур
окружающего воздуха.
В
дизельном помещении расположены силовая установка, состоящая из четырёхтактного
дизеля 2-В9ДГ (16ЧН26/26) и тягового агрегата А-1714АУХЛ2, осевой вентилятор
централизованного воздухоснабжения, воздушный компрессор, стартёр-генератор,
редукторы, воздухоочистители дизеля и электрических машин и другое
оборудование.
Сжатый
воздух, нагнетаемый в главные резервуары компрессорами, используется для
обеспечения работы тормозов на локомотиве и в поезде, обеспечения работы
пневмоконтакторов, привода реверсоров, подачи звуковых сигналов свистком
(тихий) и тифоном (громкий), работы пневмопривода стеклоочистителей.
Вентилятор
централизованного воздухоснабжения обеспечивает охлаждение и вентиляцию
тягового агрегата, выпрямительных установок, тяговых электродвигателей, блока
автоматики, аккумуляторных отсеков и состоит из осевого вентилятора с
направляющим и спрямляющим лопаточными аппаратами, привод которого
осуществляется от дизель-агрегата через упругую резинокордную муфту, и
повышающего конического редуктора, смонтированного в одном блоке с
вентилятором.
Электродинамический
тормоз автоматически поддерживает заданную скорость на спусках и уменьшает
износ тормозного оборудования. Блочная система осушения сжатого воздуха
исключает конденсацию водяных паров пневматической системы и не допускает
попадания влаги и масла в тормозную магистраль и приборы.
Технические характеристики:
Мощность, кВт (л.с.) — 5884 (8000)
Конструкционная
скорость, км/ч — 100
Осевая
формула — 2(3О−3О)
Ширина колеи,
мм — 1520
Масса, т — 300
Масса, т — 300
Длина, мм — 42 000