2ТЭ121







2ТЭ121 — магистральный грузовой тепловоз с электропередачей, эксплуатирующийся на железных дорогах СССР, России и Украины.

2ТЭ121 — грузовой магистральный тепловоз с электрической передачей переменно-постоянного тока, мощностью 5888 кВт (8000 л.с.) в двух секциях. Предназначен для вождения грузовых поездов на железных дорогах с усиленным верхним строением пути.

Конструкция тепловоза и его охлаждающие устройства обеспечивают устойчивую работу всех агрегатов и механизмов при температуре окружающего воздуха от минус 50 до плюс 40 °C.

Тепловоз состоит из двух однокабинных секций, соединённых автоматической сцепкой, что даёт возможность в случае необходимости использовать каждую из них как самостоятельный локомотив.

Кузов тепловоза — цельнонесущий, выполнен из низколегированной стали, блочные крыши из алюминиевого проката — съёмные и служат для удобства монтажа и демонтажа узлов вспомогательного оборудования. В силовую конструкцию кузова включены также воздуховоды от установки централизованного воздухоснабжения к машинам и аппаратам. Снизу к раме кузова крепится съёмный топливный бак. По концам рамы размещены четыре ниши для аккумуляторных батарей. В передней части секции тепловоза приварен мощный торцевой обтекатель, предохраняющий кабину-капсулу от повреждений и обеспечивающий безопасность локомотивной бригады. Внутренние полости обтекателя используются как бункеры песочниц.

Пульт управления позволяет управлять тепловозом сидя и стоя. Органы управления, необходимые для ведения поезда, расположены на пульте в зоне удобного пользования и сгруппированы по функциональному назначению. Кабина 2ТЭ121 является одной из наиболее просторных и удобных кабин локомотивов, эксплуатировавшихся когда-либо на отечественных ж.д. Помещение для локомотивной бригады подвешено на амортизаторах, обеспечивающих усиленную защиту от шума и вибраций. Имеются кондиционер, электроплитка, холодильник и обогреваемые в холодное время подлокотники боковых окон, обмыв передних стёкол.

Кузов тепловоза опирается на две трёхосные тележки, имеющие сбалансированное рессорное подвешивание, опорно-рамную подвеску тяговых электродвигателей и опорно-осевую подвеску тяговых редукторов. Конструкция рессорного подвешивания основана на варианте, первоначально предложенном ВНИТИ для модернизации электровоза ВЛ60, в качестве упругих элементов использованы листовые рессоры и спиральные пружины, при этом листовые рессоры используются в качестве балансиров. Суммарный прогиб рессорного подвешивания 150 мм, свободные осевые разбеги колесных пар в буксах 2-14-2 мм.

Тяговый электродвигатель ЭД126АУХЛ1 выполнен специально для опорно-рамной подвески с полым валом и передачей вращающего момента на привод колёсной пары через торсион, проходящий внутри полого вала электродвигателя, диафрагменную резинокордную и зубчатую муфты. Резинокордная муфта разработки ВНИТИ. Тележка оборудована тормозными цилиндрами с автоматической регулировкой выхода штока и рычажной передачей двухстороннего действия.

На первой и шестой колёсных парах установлены форсунки гребнесмазывателя. Система регулирования температуры автоматически поддерживает заданную температуру охлаждающей воды и масла дизеля, обеспечивая заданный оптимальный режим работы охлаждающего устройства тепловоза, конструкция которого предусматривает возможность рециркуляции нагретого воздуха в холодное время года с целью подогрева радиаторных секций и дизельного помещения. Два мотор-вентилятора с поворотными лопастями с пневматическим приводом обеспечивают плавное регулирование температур теплоносителей во всём диапазоне температур окружающего воздуха.

В дизельном помещении расположены силовая установка, состоящая из четырёхтактного дизеля 2-В9ДГ (16ЧН26/26) и тягового агрегата А-1714АУХЛ2, осевой вентилятор централизованного воздухоснабжения, воздушный компрессор, стартёр-генератор, редукторы, воздухоочистители дизеля и электрических машин и другое оборудование.

Сжатый воздух, нагнетаемый в главные резервуары компрессорами, используется для обеспечения работы тормозов на локомотиве и в поезде, обеспечения работы пневмоконтакторов, привода реверсоров, подачи звуковых сигналов свистком (тихий) и тифоном (громкий), работы пневмопривода стеклоочистителей.

Вентилятор централизованного воздухоснабжения обеспечивает охлаждение и вентиляцию тягового агрегата, выпрямительных установок, тяговых электродвигателей, блока автоматики, аккумуляторных отсеков и состоит из осевого вентилятора с направляющим и спрямляющим лопаточными аппаратами, привод которого осуществляется от дизель-агрегата через упругую резинокордную муфту, и повышающего конического редуктора, смонтированного в одном блоке с вентилятором.

Электродинамический тормоз автоматически поддерживает заданную скорость на спусках и уменьшает износ тормозного оборудования. Блочная система осушения сжатого воздуха исключает конденсацию водяных паров пневматической системы и не допускает попадания влаги и масла в тормозную магистраль и приборы.

Технические характеристики:
Мощность, кВт (л.с.) — 5884 (8000)
Конструкционная скорость, км/ч — 100
Осевая формула — 2(3О−3О)
Ширина колеи, мм — 1520
Масса, т — 300
Длина, мм — 42 000