ВЛ60





ВЛ60 — первый советский магистральный электровоз переменного тока, запущенный в крупносерийное производство.

В 1956 году на Новочеркасском электровозостроительном заводе была начата разработка эскизного проекта нового шестиосного электровоза переменного тока. В январе 1957 года было начато рабочее проектирование. Так как к тому времени переход с винтовой стяжки на автосцепку был официально завершён, то новый электровоз сразу проектировался без буферов. Таким образом он стал первым в СССР локомотивом, на котором не предусматривалась установка буферов, при этом автосцепка крепилась на кузове, а не на тележках, что позволило снизить их массу, а также исключить межтележечное соединение, что в свою очередь позволило в освободившееся пространство опустить тяговый трансформатор. Также на проектируемом электровозе для соединения тележек с кузовом вместо шкворневых опор были использованы качающиеся (по принципу работы схожи с перевёрнутым маятником). Первый электровоз был выпущен с производства в декабре 1957 года.

Конструкция механической части значительно отличается от всех ранее построенных в Советском Союзе электровозов. Кузов служит не только для размещения оборудования и кабин машиниста, а также для передачи тягового усилия. Поэтому автосцепки установлены на раме кузова, а не на тележках, как это сделано на электровозах ВЛ61. Электровоз ВЛ60 является первым магистральным локомотивом, спроектированным без буферов. На двух первых электровозах была установлена двусторонняя, жесткая косозубая передача от тяговых электродвигателей к колёсным парам с разным передаточным отношением, что позволило выбрать оптимальное отношение для серийного производства.

На электровозах были установлены тяговые электродвигатели НБ-410 мощностью 695 кВт и 610 кВт в часовом и длительном режимах соответственно. На основании результатов эксплуатации тяговые электродвигатели НБ-410 были переработаны и получили наименование НБ-412. Позднее с целью повышения мощности двигатель снова был модифицирован и получил обозначение НБ-412М. Попытки усовершенствовать тяговые электродвигатели (в первую очередь повысить напряжение на зажимах) не прекращались и привели к возникновению новой модификации — НБ-412К.

На ВЛ60 также были размещены две выпрямительные установки, каждая из которых имеет четыре игнитронных запаянных вентиля с жидкостным охлаждением. Схема силовой цепи тяговых электродвигателей принципиально такая же, как и на электровозах серии ВЛ61.

Модификации:
ВЛ60П-001 — модификация электровоза для пассажирской службы.

ВЛ60П — пассажирский вариант, созданный с целью повышения скорости движения пассажирских поездов, которые из-за отсутствия специальных пассажирских электровозов переменного тока обслуживались грузовыми электровозами.

ВЛ60Р — опытный электровоз серии 60 с рекуперативным торможением.

ВЛ60К — ВЛ60 с кремниевыми выпрямителями и тяговыми электродвигателями НБ-412К.

ВЛ60ПК (ВЛ60КП) — электровозы ВЛ60П, оборудованные кремниевыми выпрямителями, а также ВЛ60К, переоборудованные в пассажирские.

ВЛ60КУ — 11 электровозов, переоборудованных из ВЛ60К с введением плавного регулирования напряжения на выводах тяговых электродвигателей и одновременно бестоковой коммутации при этом регулировании. Индекс «У» обозначает «управляемый».

ВЛ60КР — переоборудованный электровоз ВЛ60К для работы с рекуперативным торможением.

Технические характеристики:
Род службы — грузопассажирский
Осевая формула — 3O-3O
Ширина колеи, мм — 1524
Мощность, кВт — 4000
Конструкционная скорость (для пассажирских), км/ч — 100 (110)
Масса (для пассажирских), т — 139,6 (138)
Род тока, напряжение в контактной сети, кВ — переменный, 20/25
Длина, мм — 20 800