ВЛ60 — первый советский магистральный электровоз переменного
тока, запущенный в крупносерийное производство.
В
1956 году на Новочеркасском электровозостроительном заводе была начата
разработка эскизного проекта нового шестиосного электровоза переменного тока. В
январе 1957 года было начато рабочее проектирование. Так как к тому времени
переход с винтовой стяжки на автосцепку был официально завершён, то новый
электровоз сразу проектировался без буферов. Таким образом он стал первым в
СССР локомотивом, на котором не предусматривалась установка буферов, при этом
автосцепка крепилась на кузове, а не на тележках, что позволило снизить их
массу, а также исключить межтележечное соединение, что в свою очередь позволило
в освободившееся пространство опустить тяговый трансформатор. Также на проектируемом
электровозе для соединения тележек с кузовом вместо шкворневых опор были
использованы качающиеся (по принципу работы схожи с перевёрнутым маятником).
Первый электровоз был выпущен с производства в декабре 1957 года.
Конструкция
механической части значительно отличается от всех ранее построенных в Советском
Союзе электровозов. Кузов служит не только для размещения оборудования и кабин
машиниста, а также для передачи тягового усилия. Поэтому автосцепки установлены
на раме кузова, а не на тележках, как это сделано на электровозах ВЛ61.
Электровоз ВЛ60 является первым магистральным локомотивом, спроектированным без
буферов. На двух первых электровозах была установлена двусторонняя, жесткая
косозубая передача от тяговых электродвигателей к колёсным парам с разным
передаточным отношением, что позволило выбрать оптимальное отношение для
серийного производства.
На
электровозах были установлены тяговые электродвигатели НБ-410 мощностью 695 кВт
и 610 кВт в часовом и длительном режимах соответственно. На основании
результатов эксплуатации тяговые электродвигатели НБ-410 были переработаны и
получили наименование НБ-412. Позднее с целью повышения мощности двигатель
снова был модифицирован и получил обозначение НБ-412М. Попытки
усовершенствовать тяговые электродвигатели (в первую очередь повысить
напряжение на зажимах) не прекращались и привели к возникновению новой
модификации — НБ-412К.
На
ВЛ60 также были размещены две выпрямительные установки, каждая из которых имеет
четыре игнитронных запаянных вентиля с жидкостным охлаждением. Схема силовой
цепи тяговых электродвигателей принципиально такая же, как и на электровозах
серии ВЛ61.
Модификации:
ВЛ60П-001 — модификация электровоза для
пассажирской службы.
ВЛ60П — пассажирский вариант, созданный с
целью повышения скорости движения пассажирских поездов, которые из-за отсутствия
специальных пассажирских электровозов переменного тока обслуживались грузовыми
электровозами.
ВЛ60Р — опытный электровоз серии 60 с
рекуперативным торможением.
ВЛ60К — ВЛ60 с кремниевыми выпрямителями и
тяговыми электродвигателями НБ-412К.
ВЛ60ПК (ВЛ60КП) — электровозы ВЛ60П, оборудованные
кремниевыми выпрямителями, а также ВЛ60К, переоборудованные в пассажирские.
ВЛ60КУ — 11 электровозов, переоборудованных
из ВЛ60К с введением плавного регулирования напряжения на выводах тяговых
электродвигателей и одновременно бестоковой коммутации при этом регулировании.
Индекс «У» обозначает «управляемый».
ВЛ60КР — переоборудованный электровоз ВЛ60К
для работы с рекуперативным торможением.
Технические характеристики:
Род
службы — грузопассажирский
Осевая
формула — 3O-3O
Ширина
колеи, мм — 1524
Мощность,
кВт — 4000
Конструкционная
скорость (для пассажирских), км/ч — 100 (110)
Масса
(для пассажирских), т — 139,6 (138)
Род
тока, напряжение в контактной сети, кВ — переменный, 20/25
Длина,
мм — 20 800