ВЛ65 — шестиосный электровоз переменного тока. Выпускался с
1992 по 1998 годы Новочеркасским электровозостроительным заводом. Механическая
часть создана на базе электровоза ВЛ85 и самыми значительными отличиями являются
иная конструкция буксовых узлов и наличие второй кабины вместо межсекционного
перехода.
Как
и у ВЛ85, кузов ВЛ65 опирается на три двухосные тележки. На крайние тележки
кузов опирается через обычую люлечную подвеску, а на среднюю через опоры с шарнирами
Фуко. Эти опоры имеют большую длину и обеспечивают большой относ тележки, что
улучшает вписывание электровоза в кривые. Тягово-тормозные усилия передаются
через наклонные тяги. Отличие от электровоза ВЛ85 заключается в тележках,
которые спроектированы заново (тележки ВЛ85 ведут свою родословную ещё с
электровоза ВЛ80 и лишь модернизированы под систему передачи усилий для
использования на ВЛ85). Пружины буксового подвешивания опираются не на
подвешенную к буксе листовую рессору, а на крылья самой буксы. Кроме того,
каждый буксовый узел имеет в своём составе гидрогаситель, гасящий вертикальные
колебания. Подвеска тяговых двигателей, как и на ВЛ80 и ВЛ85, опорно-осевая
маятниковая, при которой двигатель с одной стороны опирается на ось колёсной
пары через моторно-осевые подшипники, а с другой стороны подвешен через
резиновые прокладки к серьге, прикреплённой к раме тележки.
Тяговые
двигатели НБ-514 (такие же, как на ВЛ85) соединены параллельно в группы по три.
Всего групп две, и каждая из них питается от своего выпрямительно-инверторного
преобразователя (ВИП), собранного из тиристоров. Общий принцип действия силовой
схемы такой же, как и на ВЛ80Р и ВЛ85 — напряжение регулируется тиристорами
путём их открытия в нужный момент фазы. Существует четыре зоны напряжения, в
которых идёт регулирование. Каждая зона обеспечивается подключением к
соответствующим отводам тяговой обмотки силового трансформатора. В цепь каждого
отвода трансформатора (всего отводов четыре) включена своя группа тиристоров.
Это увеличивает вдвое число тиристоров на электровозе, но обеспечивает большую
надёжность и позволяет обойтись без механического переключателя отводов, какой
был на советском электровозе ОР22, также имевшем систему плавного регулирования
на базе тиратронов - газоразрядных аналогов тиристоров.
Зона
и напряжение в ней выбираются поворотом штурвала контроллера машиниста на
соответствующий угол. В системе управления имеется блок автоматического
управления БАУ-2, обеспечивающий разгон электровоза до заданной скорости и с
заданным током. Скорость выбирается специальной рукояткой, установленной над
реверсивной. Также блок обеспечивает автоматическое рекуперативное торможение с
дотормаживанием противовключением (реверсированием) тяговых двигателей при
пропадании эффекта рекуперации на малой скорости. Предусмотрена возможность
работы двух электровозов по системе многих единиц. Напряжение постоянного тока
в цепи управления, как и у электровозов предыдущих серий, равно 50 В, цепи
запущенного электровоза питаются от тягового трансформатора через
преобразователь ТРПШ, при отстое от аккумуляторной батареи, размещённой под
кузовом в двух ящиках с правой стороны электровоза.
На
электровозах ВЛ ранее применялся фазорасщепитель (асинхронный двигатель особой
конструкции), на ВЛ65 же применена конденсаторная схема. Пневматические цепи
обеспечиваются сжатым воздухом двумя быстроходными компрессорами ВУ-3,5 с
прямым (безредукторным) приводом, применёнными также на промышленной
модификации тепловоза ТЭМ7. Мотор-вентиляторы центробежные одноколёсные.
Мотор-вентилятор № 1 охлаждает ВИП № 1 и тяговые двигатели первой тележки,
мотор-вентилятор № 2 — ВИП № 2 и тяговые двигатели третьей тележки,
мотор-вентилятор № 3 — выпрямительную установку возбуждения, тяговый трансформатор
и тяговые двигатели средней тележки, мотор-вентилятор № 4 — блок балластных
резисторов, используемый для ограничения тока тяговых двигателей в генераторном
(рекуперативном) режиме.
Технические
характеристики:
Род
службы — пассажирский
Осевая
формула — 2O-2O-2O
Ширина
колеи, мм — 1520
Мощность,
кВт — 5010
Конструкционная
скорость, км/ч — 120
Масса,
т — 138
Род
тока, напряжение в контактной сети, кВ — переменный, 25
Длина,
мм — 22 500