ВЛ85 — грузовой магистральный электровоз переменного тока. Первый
электровоз серии ВЛ85, по проекту разработанному во ВЭлНИИ, Новочеркасский
электровозостроительный завод построил в мае 1983 года. В 1985 году НЭВЗ изготавливает
установочную партию электровозов, а с 1986 года начинается их серийный выпуск.
Выпуск электровозов продолжался ориентировочно до 1992 года, было изготовлено
270 электровозов.
ВЛ85
состоит из двух шестиосных секций. Кузов каждой секции электровоза опирается на
три двухосные тележки. Тяговые и тормозные усилия передаются на кузов с помощью
наклонных тяг (традиционной для тепловозов и электровозов является схема с
использованием шкворней). Средняя тележка принимает массу кузова не через
примененные на электровозах ВЛ80С, ВЛ10У и крайних тележках ВЛ85 люлечные
подвески, а через длинные качающиеся опоры, что позволяет ей более свободно
смещаться в поперечном направлении при прохождении кривых.
Для
обеспечения токосъёма с контактной сети использованы два токоприёмника типа
пантограф расположенные по концам каждой секции (над кабиной машиниста). На
каждой секции установлен тяговый трансформатор ОНДЦЭ-10000/25 номинальной
мощностью 7100 кВт. Трансформатор имеет обмотку высокого напряжения, три
тяговых обмотки, каждая с двумя отпайками, обмотку собственных нужд (также с
двумя отпайками — для нормального, повышенного и пониженного напряжения в
контактной сети), обмотку возбуждения тяговых двигателей в режиме рекуперации.
На секции стоят три выпрямительно-инверторных преобразователя ВИП-4000. Каждый
ВИП питается от собственной тяговой обмотки и предназначен для питания двух
соединенных параллельно тяговых двигателей одной тележки. ВИП позволяет
преобразовывать в режиме тяги переменный ток в постоянный с плавным
регулированием напряжения путем зонно-фазового регулирования (открываются
тиристоры, подключенные к разным отпайкам — так образуются зоны, а также
изменяется угол открытия тиристоров, то есть фаза), а в режиме рекуперативного
торможения постоянный ток в переменный с частотой 50 Гц.
На
опытных электровозах были применены колёсно-моторные блоки, как и на
электровозах ВЛ80Т, ВЛ80С, ВЛ80Р (тяговый двигатель НБ-418К6 и унифицированная
электровозная колёсная пара — для серий ВЛ10, ВЛ11, ВЛ80). Сделано это было для
ускорения выпуска опытных электровозов, так как более мощные и экономичные
тяговые двигатели НБ-514 ещё не были готовы. На серийных электровозах
устанавливались тяговые двигатели НБ-514. У двигателя НБ-514 в четыре раза
снижено аэродинамическое сопротивление вентиляционных каналов, что позволило
вдвое сократить число вентиляторов на электровозе. В отличие от предыдущих
электровозов, где ВУК или ВИП и сглаживающие реакторы охлаждаются отдельными
вентиляторами, а тяговые двигатели отдельными, на ВЛ85 применена
последовательная схема – сначала воздух от одного вентилятора охлаждает ВИП, а
затем разделяется и охлаждает сглаживающий реактор и тяговые двигатели. Для
охлаждения тягового трансформатора установлен отдельный вентилятор.
Также
впервые на электровозе ВЛ85 установлен блок автоматического управления БАУ-2,
позволяющий автоматически поддерживать ток тяговых двигателей и скорость в
режимах тяги и рекуперации. Изменена и кабина машиниста – раздельные пульты
машиниста и его помощника заменены на единый пульт, занимающий всю переднюю
часть кабины. В эксплуатации локомотив получил жаргонное название «бык» за
характерную внешность и большие размеры, так же из-за длины его иногда называют
«выпрямитель кривых». Несмотря на теоретически бо́льшую стойкость тележек с
наклонными тягами к боксованию (точка передачи тягового усилия находится ниже
осей, поэтому момент от нее не складывается с вращающими моментами колес,
способствуя разгрузке передней колесной пары, а компенсирует их), сцепные
свойства ВЛ85 несколько хуже, чем у электровоза-предшественника ВЛ80Р,
вероятно, из-за невозможности равномерного распределения веса по трем тележкам.
До
2000 года (в связи с появлением IORE - норвежско-шведский двенадцатиосный грузовой
электровоз) ВЛ85 был самым мощным в мире серийным электровозом.
Технические характеристики:
Род
службы — грузовой
Осевая
формула — 2(2O-2O-2O)
Ширина
колеи, мм — 1520
Мощность,
кВт (л.с.) — 9360 (12735)
Конструкционная
скорость, км/ч — 110
Масса,
т — 288
Род
тока, напряжение в контактной сети, кВ — переменный, 25