ВЛ86Ф — мощнейший на данный момент грузовой
электровоз в мире. Всего был построен один опытный образец в 1985 году
совместными усилиями Новочеркасского электровозостроительного завода и финской
фирмы «Кюми-Стрёмберг».
Механическая
часть электровоза выполнена по типу механической части ВЛ85 с изменениями
отдельных узлов, связанными с применением на локомотиве другого оборудования и
иного его размещения. Сохранена опорно-осевая подвеска тяговых
электродвигателей, применена двусторонняя зубчатая передача; передаточное число
редуктора 88:21 = 4,19.
На
каждой секции электровоза установлен трансформатор ОНДЦЭ-10 000/25-83 УХЛ2,
имеющий шесть тяговых обмоток для питания преобразователей и обмотку
собственных нужд. Номинальное напряжение на тяговых обмотках 830 В, на обмотке
собственных нужд 397 В, на ее отпайке 216 В.
От
трансформатора через три преобразовательные установки (по одной на тележку)
получают питание тяговые электродвигатели. Преобразователи однофазного тока
частотой 50 Гц в трехфазный ток переменных частоты и напряжения выполнены
аналогично преобразователям электровозов Е120 с асинхронными тяговыми
двигателями, построенных фирмой ВВС для железных дорог ФРГ. Каждый
преобразователь имеет по два четырехквадрантных устройства (по одному
выпрямителю с широтно-импульсной модуляцией на тяговый электродвигатель),
работающих на общий емкостный фильтр. После промежуточного звена постоянного
тока происходит инвертирование постоянного тока по методу широтно-импульсной
модуляции в трехфазный ток с плавным изменением частоты и напряжения.
Преобразовательные установки охлаждаются жидкостью (силиконовое масло), тепло
от которой отбирается прогоняемым вентиляторами через радиаторы воздухом.
Для
опытного электровоза Новочеркасским заводом были изготовлены трехфазные
короткозамкнутые тяговые электродвигатели НБ-607, выполненные по типу
электродвигателей НБ-602, установленных на электровозе ВЛ80А-751. В процессе
работы над электродвигателем НБ-607 первоначально были проведены необходимые
исследования на электродвигателях НБ-602Ф (модификация НБ-602).
Электродвигатели НБ-607 при напряжении 1300 В, частоте тока 45 Гц и расходе
охлаждающего воздуха 100 м3/мин имеют мощность режимов: часового 950 кВт,
продолжительного 900 кВт и частоту вращения ротора при продолжительном режиме
890 об/мин. Обмотки электродвигателя соединены по схеме «звезда» без нулевого
вывода.
Управление
электровозом осуществляется с помощью контроллера машиниста, имеющего главную
(штурвал), реверсивно-режимную рукоятку и рукоятку скорости. С валами главной
рукоятки и рукоятки скорости механически связаны потенциометры. Напряжение на
выводах потенциометра главной рукоятки пропорционально углу ее поворота. Это
напряжение подается на преобразователь напряжение – частота (инвертор), чем
задается необходимая нагрузка. Изменением напряжения на потенциометре рукоятки
скорости задается скорость движения электровоза. Если машинист выбирает
нагрузку меньше необходимой для заданной скорости, то эта скорость не будет
достигнута.
Вентиляторы
трансформатора и тяговых электродвигателей, а также компрессоры приводятся
трехфазными электродвигателями АНЭ-225L4-УХЛ2, получающими питание через
фазорасщепитель. Для привода вентиляторов и масляных насосов преобразовательных
установок использованы трехфазные асинхронные электродвигатели HXVR/B-365A1.
Технические характеристики:
Род
службы — грузовой
Осевая
формула — 2(2O-2O-2O)
Ширина
колеи, мм — 1520
Мощность,
кВт — 11400
Конструкционная
скорость, км/ч — 110
Масса,
т — 300
Род
тока, напряжение в контактной сети, кВ — переменный, 25