ВЛ41 — советский маневровый электровоз переменного тока, спроектированный
и построенный Днепропетровским
электровозостроительным заводом, до этого производившем промышленные
электровозы. Первый электровоз новой серии был выпущен в 1963 году.
Кузов
электровоза сварной, цельнометаллический. Буксы бесчелюстные, такие же, как у
электровозов ВЛ60. Колёсные пары, тяговые электродвигатели (ТЭД) и зубчатая
передача аналогичны электровозу ВЛ8. Для выпрямления тока служили шесть
игнитронов, соединённых в две группы по три параллельных в каждой. Схемы цепей
управления ТЭД аналогичны электровозу ВЛ60.
Результаты
испытаний показали, что электровоз ВЛ41 хуже воздействует на путь, чем
электровозы серии ВЛ80, поэтому по ходу выпуска было принято решение
устанавливать пружинные амортизаторы между брусьями тележек и буферным брусом
кузова. Однако это привело к демпфированию и лишь увеличило воздействие
локомотива на путь. От амортизаторов пришлось также отказаться и ограничить
максимальную скорость локомотива до 70 км/ч против первоначально установленной
100 км/ч.
В
1966 году один электровоз серии ВЛ41 был переоборудован в
контактно-аккумуляторный. К электровозу прицепили двухосный тендер с
аккумуляторной батареей. Туда же переместили и часть электрооборудования
электровоза, что позволило снизить нагрузку на пути. Аккумуляторная батарея
могла заряжаться от контактной сети как на стоянках, так и во время движения.
При питании ТЭД от батареи электровоз мог работать только в маневровом режиме. В
1975-1977 годах 13 электровозов серии ВЛ41 были переоборудованы с игнитронных
выпрямителей на кремниевые и получили обозначение ВЛ41К.
Электровозы
серии ВЛ41 поступали для маневровой работы на Восточно-Сибирскую, Горьковскую,
Западно-Сибирскую, Московскую, Одесско-Кишинёвскую, Северо-Кавказскую и
Юго-Восточную железные дороги. Однако локомотивы оказались плохо приспособлены
для маневровой работы — недостаточный сцепной вес, высокая нагрузка на рельсы,
малая сила тяги и максимальная скорость, а также отсутствие контактного провода
над некоторыми путями станций сильно ограничивали применение этих электровозов
как для маневровой, так и для вывозной работы. Электровозы стали передавать промышленным
предприятиям угледобывающей отрасли и на пути электростанций (с заменой обмоток
трансформаторов на напряжение 10 кВ). Основная часть локомотивов была выведена
из парка МПС уже в 1970-1975 годах. Последние электровозы серии ВЛ41К исключили
из инвентаря в 1990 году.
Технические характеристики:
Род
службы — маневровый
Осевая
формула — 2O-2O
Ширина
колеи, мм — 1520
Мощность,
кВт — 1700
Конструкционная
скорость, км/ч — 70
Масса,
т — 92
Род
тока, напряжение в контактной сети, кВ — переменный, 25