ЧС1 — пассажирский электровоз постоянного тока чехословацкого
производства. К середине 1950-х годов пассажирские электрифицированные маршруты
в СССР обслуживались электровозами ВЛ19 и ВЛ22, которые по своим тяговым
характеристикам и динамическим качествам не соответствовали пассажирской
службе. В связи с этим было принято решение о постройке пассажирского
электровоза нового типа. Новочеркасский электровозостроительный завод к концу
1955 года разработал эскизный проект пассажирского электровоза, однако текущая
загрузка завода производством грузовых электровозов не позволила приступить к
производству новой, пассажирской серии. Чтобы ускорить решение вопроса в ноябре
1956 года Советский Союз подписал контракт с Пльзеньским заводом им. Ленина в
Чехословакии. В послевоенные годы Чехословацкое правительство закупило для Škoda
Works лицензию на производство четырехосных универсальных электровозов у
швейцарской фирмы Winterthur с конструкцией опорно-рамного привода фирмы Sécheron.
У
электровозов ЧС1-001 и 002 за счет постановки автосцепок удлинена рама кузова.
Кузов электровоза опирается через четыре опоры на две люлечные балки по одной
на каждую тележку.
Главный
переключатель электровоза имеет 39 контакторных элементов, причем пять линейных
контакторов выполнены с более мощными дугогасительными устройствами по
сравнению с контакторами, осуществляющими переключения секций пусковых
сопротивлений, мостовой переход от последовательного соединения тяговых
электродвигателей к параллельному и езду на режиме «ослабленного» поля. У
переключателя 48 позиций. Привод переключателя – электропневматический.
Реверсоры
служат одновременно для отключения неисправных тяговых электродвигателей.
Пусковые сопротивления выполнены чугунными. Для защиты электрического
оборудования от токов короткого замыкания и перегрузок служат быстродействующий
выключатель 4НС, дифференциальные реле и реле перегрузки.
На
электровозе установлены два мотор-компрессора и два мотор-вентилятора.
Мотор-компрессор состоит из электродвигателя постоянного тока напряжением 2600
В 1А2629/2 мощностью 12,5 кВт и двухцилиндрового двухступенчатого компрессора производительностью
2 м3/мин воздуха при противодавлении 8 кГ/см2. Электродвигатели А-2934/4
мотор-вентиляторов выполнены на рабочее напряжение на коллекторе 1 500 В и
соединены последовательно; мощность этих электродвигателей 13 кВт. Электродвигатели
вентилятора служат одновременно для привода генераторов тока управления. Эти
генераторы питают цепи управления и освещения, а также служат для зарядки
железоникелевой аккумуляторной батареи.
Контроллеры
машиниста имеют барабан управления, связанный со штурвалом, и реверсивный со
съемной рукояткой; с барабаном управления пружиной связан командный барабан;
последний электрически связан с главным переключателем и, строго следуя за его
положением, стремится в конечном итоге занять позицию, на которой стоит барабан
управления.
Технические характеристики:
Род
службы — пассажирский
Осевая
формула — 2O-2O
Ширина
колеи, мм — 1520
Мощность,
кВт — 2340
Конструкционная
скорость, км/ч — 120
Масса,
т — 85
Род
тока, напряжение в контактной сети, кВ — постоянный, 3