ЧС2 — магистральный пассажирский электровоз постоянного
тока, строившийся на заводах Škoda Works (Пльзеньский завод им. В. И. Ленина) с
1958 по 1973 год для железных дорог Советского Союза.
Кузов
электровоза сварной конструкции представляет собой одну пространственную ферму,
включающую в себя и нижнюю главную раму. Тележки электровоза трёхосные.
Тормозное и тяговое усилие от тележек к кузову передаётся через шкворни, жёстко
укреплённые в раме кузова, взаимодействующие с шаровыми сочленениями,
помещёнными в балках тележек. Предусмотрено свободное поперечное перемещение
тележек относительно кузова на 60 мм. Вес кузова передаётся на тележки через
четыре боковых опоры. От рамы тележки на колёсные пары вес передаётся через
резиновые сайлентблоки, установленные по концам листовых подбуксовых рессор.
Буксы электровоза имеют по одному сферическому двухрядному подшипнику, в
отверстия букс входят стержни (цапфы), запрессованные в раму тележки – через
них передаются горизонтальные усилия. Рессоры второй и третьей колёсных пар
первой тележки были соединены между собой продольными балансирами; на второй
тележке соединены балансирами четвёртая, пятая и шестая колёсные пары. Между
собой тележки соединяются сочленением с пружинным возвращающим устройством, не
препятствующим продольному перемещению тележек. Для лучшего вписывания в кривые
толщина гребней 2-й и 5-й колёсных пар была уменьшена на 10 мм.
Тяговые
электродвигатели электровоза (ТЭД) могут соединяться последовательно,
последовательно-параллельно, и параллельно. На ходовых позициях каждого
соединения было предусмотрено 5 ступеней ослабления возбуждения. Переход с
одного соединения ТЭД на другое осуществляется методом шунтирования
электродвигателей резисторами.
Главный
переключатель электровоза имеет 39 контакторных элементов, расположенных в два
ряда, по обе стороны от кулачковых валов. Привод главного переключателя –
пневмодвигателем системы Skoda.
Переключатель имеет нулевую, подготовительную, 40 рабочих и 6 переходных
позиций. Ослабление возбуждения осуществляется с помощью отдельного
шестипозиционного переключателя с 20 контакторными элементами, похожего по
конструкции на главный переключатель, но имеющим лишь один ряд контакторных
элементов.
Высоковольтные
цепи от токов короткого замыкания и перегрузок защищают быстродействующий
выключатель, дифференциальные реле, реле перегрузки ТЭД и тепловые реле
вспомогательных двигателей. Включение двигателей вспомогательных машин и
калориферов отопления кабин осуществляется электромагнитными контакторами.
Для
охлаждения тяговых электродвигателей и пуско-тормозных резисторов на
электровозе установлены два центробежных мотор-вентилятора с электродвигателями
постоянного тока, рассчитанными на номинальное напряжение 3 000 В.
Мотор-вентиляторы имеют два режима работы: малая скорость (зимний режим) и
высокая скорость (летний режим). Для создания запаса сжатого воздуха на
электровозе установлены два мотор-компрессора с электродвигателями постоянного
тока, рассчитанными на номинальное напряжение 3 000 В. Мотор-компрессоры имеют автоматический
и ручной режимы работы.
Модификации:
ЧС2Т (1964-1965) — электровозы с реостатным
торможением, действовавшим на 4 оси из 6. Оно оказалось неэффективным, и
локомотивы выпускались просто "по инерции". Позже их переделали в
обычные ЧС2. (существуют также электровозы с "полноценным" реостатным
торможением, более мощными тяговыми электродвигателями и новым кузовом по типу
ЧС4Т. Несмотря на одинаковую серию с электровозами, выпущенными в 1964-1965
гг., не имеют с ними ничего общего, кроме некоторого оборудования и деталей
ходовой части.)
ЧС2М — электровозы с изменёнными редукторами для опытных
поездок с высокоскоростными поездами.
ЧС2К — электровозы ЧС2, прошедшие капитальный ремонт с
продлением срока службы и глубокую модернизацию, включающую новый кузов и
кабину.
Технические характеристики:
Род
службы — пассажирский
Осевая
формула — 3O-3O
Ширина
колеи, мм — 1520
Мощность,
кВт — 4620
Конструкционная
скорость, км/ч — 160
Масса,
т — 125
Род
тока, напряжение в контактной сети, кВ — постоянный, 3