ЧС4Т






ЧС4Т — советский пассажирский шестиосный электровоз переменного тока, выпускавшийся чехословацким заводом Škoda Works (Пльзеньский завод им. В. И. Ленина) в 1971 (опытный образец) и с 1973 по 1986 гг. (серийное производство) для советских железных дорог. По сравнению с исходной моделью, у ЧС4Т был серьёзно изменён кузов, а также применено реостатное торможение, что заодно привело к изменению ряда оборудования. Всего было построено 510 локомотивов, что в более чем два раза превосходит количество выпущенных оригинальных ЧС4 (230 шт.).

Электровоз ЧС4 имеет некоторые недостатки, в частности, пластиковый кузов, который пропускает электромагнитное излучение от контактного провода, неблагоприятно влияющее на локомотивную бригаду. Для их устранения в 1971 году была выпущена модернизированная версия, получившая советское обозначение ЧС4Т и чешское 62Е. Помимо смены кузова на стальной, были добавлены люки в боковых стенках для выемки мотор-компрессоров, изменены опоры кузова, а также произведено множество изменений в электрической части.

На электровозе широко применены тиристоры для фазового регулирования напряжения. Стабилизатор, преобразующий переменное напряжение 220 В в постоянное 50 В для питания цепей управления и освещения, получил тиристорный выпрямитель, позволивший обойтись без магнитного усилителя. Выпрямители питания вспомогательных машин также стали тиристорными — это дало возможность сделать запуск машин плавным и поддерживать напряжение питания неизменным при колебаниях напряжения в контактной сети. Шкафы выпрямительных установок лишились мотор-вентиляторов; воздух для их охлаждения подают мотор-вентиляторы тяговых двигателей, для увеличения производительности которых пришлось повысить напряжение их питания с 210 В до 250 В. Маслоохладители тягового трансформатора переместились из блоков охлаждения на бак трансформатора, что упростило масляную систему; для их обдува установлены два вентилятора, аналогичных вентиляторам выпрямительных установок электровоза ЧС4, но имеющих только одно колесо против двух. Выпрямительная установка возбуждения реостатного тормоза также тиристорная. Управляются выпрямители пятью электронными блоками «RECKDYN».

ЧС4Т оборудован реостатным тормозом. В режиме реостатного торможения обмотки возбуждения питаются от тиристорного выпрямителя, а якоря подключаются к тормозным резисторам, находящимся в отсеках над тамбурами. Обдуваются они специальными вентиляторами, питающимися от самих резисторов. Для переключения между режимами тяги и торможения установлены тормозные переключатели, аналогичные по конструкции реверсорам, а также линейные контакторы, разрывающие тяговую цепь без возврата переключателя ступеней на нулевую позицию – для быстрого включения реостатного тормоза. Управляется реостатный тормоз двумя способами. Первый – обычное торможение краном машиниста, воздух вместо тормозных цилиндров поступает в задатчик силы торможения. Второй – воздух в задатчик подаётся с помощью специального переключателя, без срабатывания тормозов состава. В режиме тяги же силовая цепь практически не изменилась – диодные выпрямительные установки 020 и 022, высоковольтный 32позиционный переключатель ступеней для регулирования напряжения.

Технические характеристики:
Род службы — пассажирский
Осевая формула — 3O-3O
Ширина колеи, мм — 1520
Мощность, кВт — 5100
Конструкционная скорость, км/ч — 160
Масса, т — 126
Род тока, напряжение в контактной сети, кВ — переменный, 25