ЧС8 — советский пассажирский 8-осный электровоз переменного
тока производства Škoda Works (Пльзеньский завод им. В. И. Ленина). В начале
1983 года завод изготовил первый опытный восьмиосный пассажирский электровоз
переменного тока ЧС8-001 (заводская серия 81E0). В том же году был выпущен
второй опытный локомотив — ЧС8-002. Они имели множество отличий от серийных
машин – в частности, на пультах машиниста для указания позиций переключателя
ступеней были установлены по два сельсина со стрелками (как на электровозах ЧС4
и ЧС4Т), на серийных электровозах заменённые на электронные светодиодные
указатели.
Механическая
часть нового электровоза выполнена по типу электровозов постоянного тока ЧС7.
Однако был внесён и ряд изменений: уменьшена на 250 мм колёсная база тележек за
счёт более компактных тяговых двигателей, применены редукторы с передаточным
числом, как на электровозе ЧС4Т. В кабинах установлены кондиционеры.
Электровоз
двухсекционный. На каждой секции установлен трансформатор SL-66/3749/54 с
масляным охлаждением, масляный радиатор и обдувающий его мотор-вентилятор
установлены непосредственно на боковой части бака трансформатора, как и на
электровозе ЧС4Т. Переключатель ступеней (ПС), ведущий регулирование напряжения
на тяговых двигателях путём переключения выводов первичной обмотки
трансформатора, имеет 32 ступени — по числу отпаек первичной обмотки. Привод ПС
– стандартный четырёхцилиндровый пневмодвигатель 22NP системы Шкода. Контроллер
машиниста, управляющий пневмодвигателем – аналогичный контроллерам электровозов
ЧС4, ЧС4Т, ЧС7, типа 21KR.
От
трансформатора через две выпрямительные установки получают питание тяговые
электродвигатели (по два параллельно включенных ТЭД на каждую установку),
каждая выпрямительная установка собрана всего из 24 высококлассных диодов, в
отличие от 512 вентилей в выпрямительной установке электровоза ЧС4Т. Всего на
электровозе установлены восемь ТЭД AL-4442NP, схожих с электродвигателями
электровозов ЧС4Т. Упомянутая компактность тяговых двигателей достигнута за
счёт номинального напряжения 900 В, в отличие от 1500 В для двигателей
электровоза ЧС7.
На
каждой секции установлены главный выключатель и токоприёмник, один
мотор-компрессор K3-Lok2 и три мотор-вентилятора – МВ-1 и МВ-2 охлаждают по
одной половине электровоза (под половиной электровоза понимается одна
выпрямительная установка и питающиеся от неё сглаживающий дроссель, тяговые
двигатели, резисторы ослабления возбуждения), МВ-3 — тяговый трансформатор.
Также МВ-1 охлаждает блок UNIPULS 81A, а МВ-2 — сглаживающий дроссель вспомогательных
приводов.
Двигатели
компрессора и вентиляторов питаются напряжением 440-460 В от преобразователей
блока «Унипульс». Вентиляторы для экономии ресурса и электроэнергии при
частичной нагрузке охлаждаемого оборудования работают на пониженном напряжении
напряжении от 100 до 440 В, компрессор имеет только плавный запуск – повышение
напряжения до 440 В с ограничением тока. Также «Унипульс» управляет
возбуждением тяговых электродвигателей в режиме реостатного торможения.
Тормозные резисторы установлены на каждой секции в двух чердачных помещениях, в
каждом из которых установлен специальный вентилятор охлаждения, питающийся от
отпайки резисторов.
Технические характеристики:
Род
службы — пассажирский
Осевая
формула — 2(2O-2O)
Ширина
колеи, мм — 1520
Мощность,
кВт (л.с.) — 7200 (11 530)
Конструкционная
скорость, км/ч — 180
Масса,
т — 175,5
Род
тока, напряжение в контактной сети, кВ — переменный, 25
Длина,
мм — 32 780