ДЭ1 — электровоз постоянного тока, производившийся на
Днепропетровском электровозостроительном заводе для нужд железнодорожного
транспорта Украины. Первые две построенные машины – ДЭ1-001 и ДЭ1-002 – имели
некоторые элементы, которые на серийных машинах сменили на более современные.
Фактически эти две машины стали «испытательным полигоном», на котором
отрабатывались различные конструктивные решения, и всего через несколько лет
эксплуатации они были списаны из-за значительного износа. К 2008 году было
изготовлено 40 электровозов.
Электровоз
ДЭ1 состоит из двух одинаковых секций, связанных автосцепками. Кузов локомотива
цельнометаллический, с несущей рамой. Тележки двухосные, с буксовыми узлами по
типу узлов электровозов ЧС4 – передача тягово-тормозных усилий через два
резинометаллических поводка, весовой нагрузки – через пружины, опирающиеся на
подвешенный снизу к буксе балансир. На крыше в передней части секции
расположены пуско-тормозные резисторы (ПТР), в задней части токоприёмник типа
асимметричный полупантограф и главные резервуары.
Силовая
схема по общим решениям схожа с силовой схемой электровоза ЧС7. Тяговые
двигатели, которых на электровозе восемь, постоянно соединены последовательно
по два, так как один двигатель рассчитан на половину напряжения контактной сети.
Для отключения неисправной группы установлены групповые переключатели с
пневматическим приводом, управляемые с пульта помощника машиниста, а для
изменения направления движения электровоза – аналогичные по конструкции
отключателям ТЭД реверсоры. Группы тяговых двигателей могут соединяться
последовательно, последовательно-параллельно и параллельно. На каждом
соединении в цепь двигателей вначале вводятся ПТР, обеспечивающие плавный
разгон по мере их ступенчатого вывода.
На
электровозе имеются два вида электрического торможения – реостатное и
рекуперативное. В обоих случаях обмотки возбуждения ТЭД питаются от
статического преобразователя, а с якорей снимается вырабатываемый двигателями
ток, однако при реостатном торможении вырабатываемый ток подаётся на ПТР и
превращается в тепло, а при рекуперативном возвращается в контактную сеть, в
этом режиме якоря также могут соединяться в три соединения. ПТР, как и на
электровозах ЧС2Т и ЧС7, имеют вентиляторы, питающиеся от отпайки самих
резисторов, то есть напряжение на вентиляторах и их частота вращения зависят от
тока через ПТР. Это предохраняет ПТР от перегрева при длительной езде на
реостатной позиции или реостатном торможении. Для переключения между режимами
тяги и торможения установлены тормозные переключатели, конструктивно
аналогичные реверсорам и отключателям ТЭД.
На
каждой секции установлено два центробежных мотор-вентилятора, каждый из которых
обдувает тяговые двигатели одной тележки. Привод вентиляторов – высоковольтные
коллекторные двигатели. Мотор-вентиляторы имеют три частоты вращения – низкую,
среднюю и высокую, это достигается включением всех четырёх вентиляторов
электровоза последовательно, последовательно-параллельно или параллельно. Для
обеспечения электровоза и состава сжатым воздухом каждая секция имеет
компрессор ПК-5,25, также имеющий привод от высоковольтного коллекторного
двигателя. Питание цепей управления и освещения напряжением 50 вольт, а также
обмоток возбуждения тяговых двигателей при электрическом торможении
осуществляет статический полупроводниковый преобразователь, питающийся от
контактной сети. Защита высоковольтного оборудования каждой секции –
быстродействующий выключатель, оснащённый электронным блоком для более быстрого
отключения в некоторых ситуациях.
Для
управления силовой схемой и диагностики оборудования каждая секция имеет
микропроцессорную систему управления и диагностики (МСУД). На пульте машиниста
установлен контроллер машиниста, а на пульте помощника монитор с клавиатурой,
управляющие МСУД. Тормозное оборудование электровоза в целом стандартно – кран
машиниста № 395 и кран вспомогательного тормоза № 254, воздухораспределитель №
483, однако имеются и новые элементы – например, датчик обрыва тормозной
магистрали № 418. Все атмосферные отверстия тормозных кранов имеют выходящие
наружу кузова трубопроводы, поэтому работа кранов в кабине почти не слышна и не
утомляет слух характерными громкими звуками.
Технические характеристики:
Род
службы — грузовой
Осевая
формула — 2(2O-2O)
Ширина
колеи, мм — 1520
Мощность,
кВт — 6250
Конструкционная
скорость, км/ч — 100
Масса,
т — 184