ЕЛ21 — промышленный электровоз постоянного тока, строившийся
в ГДР на локомотивостроительном заводе Lokomotivbau Elektrotechnische Werke для
предприятий Советского Союза с 1981 по 1986 гг. Конструктивно ЕЛ21 представляет
собой развитие электровоза ЕЛ1, ранее выпускавшегося этим же заводом для СССР.
По сравнению со своими предшественниками новые локомотивы надёжнее в работе в
тяжёлых климатических условиях.
Электровоз
состоит из двух секций, в каждой из которых есть кабина машиниста. Секции
кузова опираются с одной стороны на крайнюю, а с другой – на общую среднюю
двухосную тележку. У средней тележки колёсные пары не связаны между собой.
Колёсные пары имеют диаметр 1220 мм. Электровоз оснащен шестью тяговыми
электродвигателями GBM-350/1500XC с компенсационной обмоткой. Подвешивание – опорно-осевое.
Тяговая передача косозубая с передаточным числом 5,58. Буксы челюстные с
роликовыми подшипниками.
Локомотив
рассчитан на питание от центрального и бокового контактных проводов постоянным
током напряжения 1,5 кВ. Тяговые электродвигатели каждой тележки могут
соединяться последовательно и параллельно. При реостатном торможении
используется самовозбуждение двигателей, при этом ТЭД соединены попарно
параллельно и каждая группа ТЭД замкнута на свою группу резисторов. Возможна
работа локомотива на низкой скорости, когда все ТЭДы соединены последовательно.
На
электровозе установлены два компрессора для обеспечения воздухом состава, а
также питания электропневматических контакторов и песочных форсунок самого
электровоза. Охлаждение тяговых двигателей и пусковых резисторов осуществляется
с помощью шести вентиляторов.
Технические характеристики:
Род
службы — маневровый
Осевая
формула — 2O-2O-2O
Ширина
колеи, мм — 1520
Мощность,
кВт — 2100
Конструкционная
скорость, км/ч — 65
Масса,
т — 160
Род
тока, напряжение в контактной сети, кВ — постоянный, 1,5