ВЛ23 — советский электровоз постоянного тока, разработанный
Новочеркасским электровозостроительным заводом в 1954 году на смену серии
ВЛ22М.
В
начале 1956 года завод построил два первых электровоза новой серии – ВЛ23-001 и
ВЛ23-002. Прочностные испытания электровоза ВЛ23-001 показали, что тележки
обладали достаточной прочностью, а сам электровоз имел удовлетворительную
вертикальную динамику, поэтому конструкционную скорость повысили с проектных 90
км/ч до 100 км/ч.
На
новом локомотиве использовались тяговые электродвигатели НБ-406 часовой
мощностью 525 кВт электровозов ВЛ8. Некоторые элементы электровозов серии ВЛ23
были унифицированы с ВЛ8 (колёсно-моторный блок, мотор-вентиляторы) и ВЛ22М
(мотор-компрессоры, схема рекуперативного торможения на некоторых электровозах
серии). Проект тележек был выполнен в двух вариантах: с брусковыми рамами по
типу рам электровозов ВЛ22М и с литыми рамами по типу рам электровозов ВЛ8. На
первых опытных электровозах намечалось применить тележки с брусковыми рамами,
на последующих — тележки с литыми рамами.
Обе
тележки электровоза имеют брусковые рамы и только продольные балансиры. Шарниры
рессорной системы выполнены в виде призм. В буксах установлены сферические
двухрядные роликовые подшипники. Кузов опирается на каждую тележку через
центральную опору, расположенную на среднем межрамном креплении, и
дополнительную скользящую опору на шкворневом брусе тележки. Конструкция кузова
выполнена с более полным использованием габарита подвижного состава; отсутствие
площадок по концам кузова позволило увеличить помещение для электрического
оборудования.
Схема
силовой цепи тяговых электродвигателей у электровозов серии ВЛ23 без
рекуперации выполнена по типу схемы электровозов ВЛ22М без электрического
торможения, т.е. с перемежающим включением обмоток якорей и возбуждения. Также
была применена дифференциальная защита силовых цепей и установлены реле
боксования. Были установлены еще по две дополнительных опоры, расположенных на
буферных брусьях тележек. Через эти опоры от кузова на каждую тележку
передавалась нагрузка около 2 т.
Технические характеристики:
Род
службы — грузопассажирский
Осевая
формула — 3O-3O
Ширина
колеи, мм — 1520
Мощность,
кВт — 3150
Конструкционная
скорость, км/ч — 100
Масса,
т — 137
Род
тока, напряжение в контактной сети, кВ — постоянный, 3