ТЭМ1







ТЭМ1 — советский крупносерийный шестиосный маневровый тепловоз. Конструктивно представляет собой сочетание кузова и дизеля (с некоторыми изменениями) от ТЭ1 с тележками и электродвигателями от ТЭ3. Получил широкое распространение в стране, впоследствии был налажен выпуск его усиленной версии – ТЭМ2.

В 1958 году Брянский машиностроительный завод начал выпуск тепловозов серии ТЭМ1, взяв за основу хорошо зарекомендовавший себя тепловоз ТЭ1.

На новых тепловозах вместо дизеля Д50 начали устанавливать новый тип дизелей – 2Д50, отличающийся от применяемого на ТЭ1 и ТЭ2 устройством газораспределительного вала и турбовоздуходувки. Главный генератор и двухмашинный агрегат также ранее применялись на тепловозах ТЭ1 и ТЭ2. Тяговые электродвигатели, топливный бак и система охлаждения взяты от тепловоза ТЭ3.

Тепловозы ТЭМ1 строились с 1958 по 1968 год. В июне 1964 года Брянский машиностроительный завод выпустил тысячный тепловоз этой серии. Всего выпущено 1946 тепловозов. Тепловозы поставлялись как для нужд МПС так и для промышленных предприятий.

Модификации:
ТЭМ1М — с 1976 года на Астраханском ТРЗ, а с 1984 года и на Мичуринском ЛРЗ начали проводить капитальный ремонт тепловозов ТЭМ1 с присвоением новой серии ТЭМ1М. Внешне от базовой модели они отличались лишь увеличенной высотой длинного капота, а также имели ДГУ и аккумуляторы тепловозов ЧМЭ3. Всего тепловозов серии было 142.

Технические характеристики:
Род службы — маневровый
Осевая формула — 3О−3О
Ширина колеи, мм — 1524
Масса, т — 120-124
Конструкционная скорость, км/ч — 90-100
Мощность, л.с. — 1000
Длина, мм — 19 969