ТЭМ1 — советский крупносерийный шестиосный маневровый
тепловоз. Конструктивно представляет собой сочетание кузова и дизеля (с
некоторыми изменениями) от ТЭ1 с тележками и электродвигателями от ТЭ3. Получил
широкое распространение в стране, впоследствии был налажен выпуск его усиленной
версии – ТЭМ2.
В
1958 году Брянский машиностроительный завод начал выпуск тепловозов серии ТЭМ1,
взяв за основу хорошо зарекомендовавший себя тепловоз ТЭ1.
На
новых тепловозах вместо дизеля Д50 начали устанавливать новый тип дизелей –
2Д50, отличающийся от применяемого на ТЭ1 и ТЭ2 устройством
газораспределительного вала и турбовоздуходувки. Главный генератор и
двухмашинный агрегат также ранее применялись на тепловозах ТЭ1 и ТЭ2. Тяговые
электродвигатели, топливный бак и система охлаждения взяты от тепловоза ТЭ3.
Тепловозы
ТЭМ1 строились с 1958 по 1968 год. В июне 1964 года Брянский машиностроительный
завод выпустил тысячный тепловоз этой серии. Всего выпущено 1946 тепловозов.
Тепловозы поставлялись как для нужд МПС так и для промышленных предприятий.
Модификации:
ТЭМ1М — с 1976 года на Астраханском ТРЗ, а
с 1984 года и на Мичуринском ЛРЗ начали проводить капитальный ремонт тепловозов
ТЭМ1 с присвоением новой серии ТЭМ1М. Внешне от базовой модели они отличались
лишь увеличенной высотой длинного капота, а также имели ДГУ и аккумуляторы
тепловозов ЧМЭ3. Всего тепловозов серии было 142.
Технические характеристики:
Род
службы — маневровый
Осевая
формула — 3О−3О
Ширина
колеи, мм — 1524
Масса,
т — 120-124
Конструкционная
скорость, км/ч — 90-100
Мощность,
л.с. — 1000
Длина,
мм — 19 969