ЧС200 — скоростной пассажирский
двухсекционный электровоз постоянного тока, выпущенный в Чехословакии заводом
Škoda Works (Пльзеньский завод им. В. И. Ленина) в 1974 году, и с 1979 по 1980
год, для эксплуатации в СССР на скоростных участках линии Ленинград – Москва, с
максимальной скоростью 200 км/ч и конструкционной скоростью 220 км/ч. Всего
заводом было выпущено 12 электровозов этой серии.
Электровоз
ЧС200 представляет собой двухсекционный локомотив, каждая секция которого имеет
кузов сварной конструкции с несущей рамой, опирающейся на две двухосные тележки
с цельнокатаными колёсными парами, при помощи люлечного подвешивания. Секции
электровоза соединены жесткой шарнирной сцепкой-балкой с использованием
ударно-челюстного механизма. Установка такой сцепки исключает возможность
саморасцепа секций при болтанке, возникающей на высоких скоростях. Другой
причиной является наличие только одного управляющего силовыми контакторами
промежуточного контроллера ПК 330, установленного в секции №1, что исключает
работу каждой секции по отдельности. Для плавности хода, гашения поперечных
колебаний и предотвращения заваливания кузова в кривых, обе секции электровоза
оборудованы гасителями колебаний. Кабины машиниста оборудованы кондиционерами и
приточной вентиляцией.
По
электрической схеме ЧС200 – два электровоза с раздельными силовыми цепями,
работающие по системе многих единиц и поэтому не имеющие последовательного
соединения всех восьми ТЭД, что для электровозов постоянного тока с реостатным
регулированием нетипично и порождает проблемы. Вместо обычного барабанного
контроллера управления, как на других чешских электровозах, пульт управления
ЧС200 оборудован клавишным контроллером. Для удобства ведения маневровой работы
кабины машиниста оборудованы маневровым контроллером, расположенным у бокового
окна со стороны кресла машиниста, а со стороны помощника машиниста находится
индикаторное табло, позволяющее контролировать локомотивной бригаде работу
электрических цепей и агрегатов электровоза, не выходя из кабины.
Между
лобовыми окнами из триплекса, толщиной 3,5 см расположен локомотивный светофор
АЛС-200, позволяющий вести поезд с заданной скоростью в автоматическом режиме.
Измерение скорости электровоза производит электронный указатель скорости и
автоматический регулятор скорости (АРС), вмонтированный в приборную панель
пульта управления электровозом, «завязанный» с системами АЛС и автоведения и
имеющий две шкалы измерения скорости до 220 км/ч. Первая – программируемая
машинистом через блок АРС на пульте управления, а вторая показывает достигнутую
скорость электровоза. Слияние их в единую линию позволяет поддерживать скорость.
Управляется автоведение пультом c кнопками выбора заданной скорости движения и
переключателями работы в тяговых режимах, ходе, выбеге, с АЛС или без неё.
Нажатие соответствующей кнопки определяет необходимую скорость, поддерживаемую
в автоматическом режиме.
Второй
скоростемер – электромеханический, имеющий шкалу показания скорости до 240
км/ч, с бортовыми самописцами внутри. Электровозы ЧС200 имеют три вида тормоза:
пневматический, электропневматический, дистанционную чехословацкую систему
управления тормозами и электродинамический реостатный тормоз, который
впоследствии лег в разработку и строительство электровоза ЧС2Т и последующих
чехословацких электровозов.
Технические характеристики:
Род
службы — пассажирский
Осевая
формула — 2(2O-2O)
Ширина
колеи, мм — 1520
Мощность,
кВт — 8400
Конструкционная
скорость, км/ч — 160
Масса,
т — 156
Род
тока, напряжение в контактной сети, кВ — постоянный, 3
Длина,
мм — 33 080