ТГМ23 — серийный советский маневровый
тепловоз с гидропередачей. Первый опытный тепловоз ТГМ23-001 был построен
Муромским тепловозостроительным заводом в 1960 году. Новый тепловоз отличался
от предшествующих серий (ТГМ1 и ТГМ21), унаследовав, однако, от них
значительное количество оборудования. В процессе выпуска в конструкцию
локомотива вносились существенные изменения, что отражено в различных индексах
серии.
Кузов
всех тепловозов серии ТГМ23 выполнен с двумя капотами и кабиной машиниста между
ними. Рама опирается на буксы через индивидуальное рессорное подвешивание, без
балансиров (на ТГМ23В и ТГМ23Д сбалансированное рессорное подвешивание).
Мягкость подвешивания определяется числом листов рессоры, различным в
зависимости от модификации локомотива. В последние годы выпуска ТГМ23 была
значительно изменена конструкция верхней части рамы экипажа.
Управление
дизелем осуществляется из кабины машиниста с помощью пневмопривода, как и на
тепловозах ТГМ1. Вращающий момент от дизеля передается при помощи гидропередачи
УГП 350-500 Муромского завода и реверс-режимного редуктора. В маневровом режиме
участвуют четыре шестерни режимной коробки, в поездном – выходной вал
гидропередачи непосредственно связан с валом осевого редуктора.
В
ходе выпуска серии ТГМ23 в конструкцию вносился ряд менее значительных
изменений, таких как перенос котла обогрева кабины из самой кабины под малый
капот, изменение передаточного числа редуктора и т. д.
Для
тепловоза предусмотрена установка дополнительного оборудования: плужный отвал
для очистки путей от снега, устройство для жидкой смазки гребней колес, системы
КЛУБ (П и УП), радиостанции.
Модификации:
ТГМ23А — отличались модернизированными
дизелями и конструкцией гидропередачи. Всего с 1969 по 1973 гг. выпущено 4
тепловоза серии ТГМ23А.
ТГМ23Б — отличался менее мощным дизелем без
наддува (такие дизели устанавливались на тепловозах ТГМ1), более мягким
рессорным подвешиванием и рядом изменений в системе охлаждения. Гидропередача
осталась прежняя, используемая на ТГМ23. Уже в ходе выпуска ТГМ23Б была
изменена конструкция рамы. Тепловозы серии ТГМ23Б выпускались с 1973 по 1985
гг.
ТГМ23В — от первоначальной серии эти
тепловозы отличались дизелем, генератором и аккумуляторной батареей. Тепловозы
серии ТГМ23В строились с 1980 года. В 1985 году был выпущен опытный вариант
тепловоза ТГМ23В с гидропередачей, имеющей два гидротрансформатора с общим
турбинным валом.
ТГМ23Д — последняя модификация ТГМ23.
Гидродинамическая передача с автоматическим переключением ступеней позволяет
при трогании с места реализовать большую силу тяги и делает возможной более
длительную работу на малых скоростях, что особенно важно для маневровых и
промышленных тепловозов. Кабина машиниста оборудована двумя пультами управления
и имеет хорошую звуковую изоляцию.
Технические характеристики:
Род
службы — маневровый
Осевая
формула — O-3-O
Ширина
колеи, мм — 1520
Максимальная
скорость поездного режима — 60 км/ч
Рабочая
масса, т — 44-48
Мощность,
л.с. — 400-500