ГТ1 — опытный российский газотурбовоз. Предназначен для
эксплуатации на неэлектрифицированных участках железных дорог. Разработка
началась в декабре 2006 года после подписания соглашения между РЖД и Самарским
научно-техническим комплексом имени Н. Д. Кузнецова, специалисты которого к
тому времени создали действующий газотурбинный двигатель НК-361 и силовой блок
тяговой секции газотурбовоза. В 2007 году изготовлен опытный газотурбовоз на
базе электровоза ВЛ15. Турбины изготовлены в Самаре, сборка локомотива
осуществлена на Воронежском тепловозоремонтном заводе.
Преимущества
использования сжиженного природного газа перед сжатым газом – значительно
меньший объем, занимаемый топливом на борту, меньшая степень опасности и более
высокая теплотворность, чем у пропанобутановых смесей. Газотурбовоз ГТ1
является самым экологически безопасным из всех локомотивов использующих
углеводородное топливо
На
ГТ1 используется электрическая передача: газотурбинный двигатель, который
работает на сжиженном природном газе, соединён с генератором, а вырабатываемый
последним ток подаётся на электродвигатели, которые и приводят локомотив в
движение.
7
сентября 2011 года газотурбовоз ГТ1 поставил новый мировой рекорд, проведя
грузовой состав по кольцу ВНИИЖТ весом 16 тысяч тонн (170 вагонов).
Технические характеристики:
Род
службы — грузовой
Осевая
формула — 2(2O-2O-2O)
Ширина
колеи, мм — 1520
Мощность,
кВт — 8300
Конструкционная
скорость, км/ч — 100
Масса,
т — 300
Длина,
мм — 45 000