ТЭП80 — опытный пассажирский тепловоз,
производившийся в СССР с 1988 по 1989 год на Коломенском тепловозостроительном
заводе. Всего построено 2 тепловоза данной модели.
Кузов
тепловоза цельнонесущий, имеет ферменно-раскосную конструкцию с элементами
панельного типа. Крыши съёмные. В них расположены фильтры ЦВС, глушитель,
электрический тормоз и охладитель наддувного воздуха. Четырёхосные тележки
состоят из общей жёсткой рамы и попарно сбалансированных колёсных пар, имеют
двухступенчатое рессорное подвешивание и индивидуальный опорно-рамный привод.
Рама тележки с кузовом и колёсные пары с рамой тележки связаны при помощи
цилиндрических пружин с включёнными гидравлическими гасителями колебаний.
На
рамках тележек тепловоза установлены тяговые электродвигатели ЭД-121ВУХЛ1
мощностью в 4552 кВт, питающиеся выпрямленным током. На самом тепловозе
установлены тяговой генератор переменного тока ГС-519У2 и V-образный
четырёхтактный двадцатицилиндровый дизель типа Д49 (20ЧН26/26) мощностью 6000
л.с. с двухступенчатым турбонаддувом и двукратным охлаждением наддувочного
воздуха в воздушных охладителях. Система охлаждения дизеля принудительная,
закрытая (высокотемпературная), двухконтурная, шахтного типа с двухрядным
расположением секций и гидростатическим приводом двух вентиляторов. Дизель и
генератор вместе представляют собой дизель-генераторный агрегат 2-10 ДГ.
На
тепловозе имеется система подогрева теплоносителей и система автоматического
регулирования торможением и электропередачей. Также тепловоз оборудован
электрическим реостатным тормозом мощностью тормозных резисторов в 4000 кВт.
Кроме этого предусмотрена установка систем, основанных на применении
микропроцессорной техники: система диагностики и управления тепловозом
(СЦКДУ-Т), система комплексного регулирования и защиты тепловозного
дизель-генератора (СКРЗД-1) и система централизованного контроля.
Рекорд скорости:
Локомотив
ТЭП80-0002 считается мировым рекордсменом по скорости среди тепловозов. Рекорд
составляет 271 км/ч, запись о чём можно увидеть на кузове тепловоза,
находящегося в данный момент в музее железнодорожного транспорта на бывшем
Варшавском вокзале Санкт-Петербурга. Второй локомотив, также с памятной
надписью, находится в Новосибирском музее железнодорожной техники. Рекорд
установлен машинистом Манкевичем Александром Васильевичем, 5 октября 1993 года,
но не занесён в «Книгу рекордов Гиннесса» и считается заявленным
производителем.
Технические характеристики:
Род
службы — пассажирский
Осевая
формула — 2О+2О-2О+2О
Ширина
колеи, мм — 1520
Мощность, кВт (л.с.) — 4552 (6500)
Конструкционная
скорость, км/ч — 160
Масса, т — 180
Масса, т — 180