ЧМЭ2 — чехословацкий маневровый тепловоз с электрической
передачей. Первые два опытных образца были выпущены в 1957 году заводом Českomoravská
Kolben-Daněk.
Кузов
тепловоза – капотного типа; рама – сварная, коробчатого типа с продольными
элементами, рассчитанными на сжимающее усилие 200 т. Капот состоит из двух
частей. В передней части установлены холодильник воды и масла, вентилятор
холодильника, вентилятор для охлаждения тяговых двигателей передней тележки,
компрессор, главные воздушные резервуары и котел подогрева. В средней части
расположен дизель-генератор, высоковольтная камера с аппаратурой, вентилятор
для охлаждения тяговых двигателей задней тележки и двухмашинный агрегат. Кабина
управления находится в концевой части тепловоза и оборудована двумя пультами управления.
Окна имеют пневматические стеклоочистители и стеклообогреватели.
Рама
тепловоза опирается на две двухосные тележки. Рессорное подвешивание –
одинарное. Тепловоз оборудован пневматическими тормозами системы Вестингауз.
Торможение – двустороннее.
На
тепловозе установлен четырехтактный однорядный шестицилиндровый безнаддувный
дизель типа бСЗЮОР мощностью 750 л.с. при 750 об/мин, диаметр цилиндра – 310
мм, ход поршня – 360 мм. Поршни дизеля – неохлаждаемые, изготовлены из
алюминиево-кремнистого сплава. Картер дизеля сварной конструкции помещается в
раме, боковые опорные поверхности которого имеют коробчатое сечение. Блок
цилиндров дизеля - сварной. В водяной полости блока установлены втулки
цилиндров, уплотненные в верхней части медной прокладкой и в нижней - тремя
резиновыми кольцами. Для осмотра коленчатого вала, подшипников и шатунов на
продольных стенках блока цилиндров имеются окна, закрываемые съемными
силуминовыми крышками. Статор генератора при помощи опорных пружин крепится на
раме дизеля. Дизель оборудован центробежным регулятором предельного числа
оборотов и регулятором числа оборотов коленчатого вала с гидравлическим
мультипликатором. При падении давления смазочного масла до 1,8 кГ/см2,
подводимого под поршень гидравлического мультипликатора, регулятор выключает
подачу топлива. Центробежный регулятор предельного числа оборотов крепится
непосредственно к кулачковому валу и останавливает дизель при превышении числа
оборотов коленчатого вала свыше 810 об/мин.
Установлен
восьмиполюсный главный генератор типа СС86/38х8 с самовентиляцией. Главный
генератор питает четыре тяговых двигателя типа ТМ43/37 последовательного
возбуждения с принудительной вентиляции. Подвеска двигателей – опорно-осевая.
Двигатели соединены по два последовательно.
Технические характеристики:
Род
службы — маневровый
Осевая
формула — 2О−2О
Ширина
колеи, мм — 1435, 1524
Мощность,
л.с. — 750
Конструкционная
скорость, км/ч — 70
Масса,
т — 68