ТЭ109 — односекционный магистральный
грузопассажирский тепловоз широкой колеи с электрической передачей производства
Луганского тепловозостроительного завода. Выпускался на экспорт в ГДР,
Болгарию. В Советском Союзе эксплуатировалось 33 единицы на предприятиях
промышленного ЖД транспорта в Министерстве цветной металлургии.
На
тепловозе ТЭ109 впервые в Советском Союзе применена электрическая передача
переменно-постоянного тока, проект которой был выполнен харьковским заводом
«Электротяжмаш». Эта передача позволяет иметь более легкий и надежный главный
генератор.
Кузов
тепловоза цельнонесущий; в его конструкции применены аллюминиевые сплавы.
Тележки бесчелюстные типа примененных на опытных тепловозах 2ТЭ10Л, и в
дальнейшем на тепловозах 2ТЭ10В. Передаточное отношение редуктора
15:68=1:4,533, предусмотрена возможность применения редуктора с передаточным
отношением 20:63=1:3,15 для использования тепловоза с пассажирскими поездами. Рассчитан
на работу с пассажирскими поездами с максимальной скоростью 140 км/ч и на колее
1435 мм путем замены колесных пар.
ТЭ109
стал родоначальником целого семейства магистральных тепловозов: ТЭ125 —
пассажирский тепловоз с двигателем мощностью 4000 л.с.; ТЭ129 —
грузопассажирский тепловоз с двигателем мощностью 4000 л.с.; ТЭ120 — тепловоз с
передачей постоянно-переменного тока и асинхронными тяговыми электродвигателями;
ТЭ114 — тепловоз с кузовом капотного типа для тропического климата; ТЭ114И —
тепловоз для эксплуатации в условиях сильной запылённости воздуха.
Технические характеристики:
Род
службы — грузопассажирский
Осевая
формула — 3О−3О
Ширина
колеи, мм — 1435, 1520
Мощность,
кВт — 2000
Масса,
т — 120
Конструкционная
скорость, км/ч — 100-140
Длина,
мм — 20 170