ТЭ109





ТЭ109 — односекционный магистральный грузопассажирский тепловоз широкой колеи с электрической передачей производства Луганского тепловозостроительного завода. Выпускался на экспорт в ГДР, Болгарию. В Советском Союзе эксплуатировалось 33 единицы на предприятиях промышленного ЖД транспорта в Министерстве цветной металлургии.

На тепловозе ТЭ109 впервые в Советском Союзе применена электрическая передача переменно-постоянного тока, проект которой был выполнен харьковским заводом «Электротяжмаш». Эта передача позволяет иметь более легкий и надежный главный генератор.

Кузов тепловоза цельнонесущий; в его конструкции применены аллюминиевые сплавы. Тележки бесчелюстные типа примененных на опытных тепловозах 2ТЭ10Л, и в дальнейшем на тепловозах 2ТЭ10В. Передаточное отношение редуктора 15:68=1:4,533, предусмотрена возможность применения редуктора с передаточным отношением 20:63=1:3,15 для использования тепловоза с пассажирскими поездами. Рассчитан на работу с пассажирскими поездами с максимальной скоростью 140 км/ч и на колее 1435 мм путем замены колесных пар.


ТЭ109 стал родоначальником целого семейства магистральных тепловозов: ТЭ125 — пассажирский тепловоз с двигателем мощностью 4000 л.с.; ТЭ129 — грузопассажирский тепловоз с двигателем мощностью 4000 л.с.; ТЭ120 — тепловоз с передачей постоянно-переменного тока и асинхронными тяговыми электродвигателями; ТЭ114 — тепловоз с кузовом капотного типа для тропического климата; ТЭ114И — тепловоз для эксплуатации в условиях сильной запылённости воздуха.

Технические характеристики:
Род службы — грузопассажирский
Осевая формула — 3О−3О
Ширина колеи, мм — 1435, 1520
Мощность, кВт — 2000
Масса, т — 120
Конструкционная скорость, км/ч — 100-140
Длина, мм — 20 170